ТГК–1 простит потребителям 3,2 млрд рублей невозвратных долгов

Автор фото: Ковалев Петр
Правобережная ТЭЦ.

ТГК–1 отчаялась вернуть 70% задолженности за тепло и горячую воду и вынуждена будет простить потребителям 3,2 млрд рублей. Дело в том, что управляющие компании не располагают имуществом, за счет продажи которого можно было бы погасить долги.

Компания "ТГК–1" будет переводить всех своих крупных петербургских должников в сфере ЖКХ на прямые платежи. За год просроченная задолженность неплательщиков перед ОАО "ТГК–1" выросла на 16,2% и составила 6,4 млрд рублей, из них 4,9 млрд — доля потребителей в ЖКХ. Две трети этих долгов ТГК–1 взыскать не сможет и будет вынуждена списать.

Вернут не больше трети

Первая управляющая компания (УК), где ТГК–1 планирует ввести прямые платежи, — ООО "Жилкомсервис № 2 Василеостровского района" (ЖКС–2). Она в мае 2012 года была признана банкротом, введена процедура внешнего управления. С тех пор ее долг вырос с 369,3 млн до 568 млн рублей.
"Мы не знаем структуру этой задолженности, не знаем, за счет чего она образуется, и не можем влиять на ЖКС–2", — заявила Елена Михайлова, начальник департамента по правовым вопросам ТГК–1.
Перейдя на прямые платежи с собственниками жилья, монополист остановит рост долга ЖКС–2, так как граждане будут платить за тепло и горячую воду напрямую ТГК–1, а не посредством УК. Срок внешнего управления в ЖКС–2 истекает в этом году. Сегодня состоится собрание кредиторов, на котором будет обсуждаться дальнейшая судьба банкрота. Если в компании введут конкурсное производство, то кредиторы ЖКС–2 получат возможность вернуть часть долгов.
"Удовлетворение требований кредиторов ЖКС–2, как и других наших должников–жилкомсервисов, возможно только за счет их дебиторской задолженности", — говорит Елена Михайлова. По ее данным, у ЖКС–2 дебиторка составляет 250 млн рублей. На нее будут претендовать и другие кредиторы ЖКС–2, среди которых крупнейший — ГУП "Водоканал". Размер просроченной задолженности ЖКС–2 перед ним — 99 млн рублей. Общая задолженность потребителей ЖКХ "Водоканалу" составляет 3,94 млрд рублей.
По схожему сценарию ТГК–1 намерена разбираться и с другими крупными должниками. На 10 государственных УК приходится 55% всего долга петербургского ЖКХ перед энергокомпанией (2,7 млрд рублей). Больше всего задолжали ООО "ЖКС № 3 Центрального района" (441 млн рублей), ООО "ЖКС № 1 Кировского района" (407 млн рублей), ООО "ЖКС № 1 Адмиралтейского района" (335 млн рублей).
По оценке ТГК–1, в итоге удастся вернуть не больше 30% суммы долга, остальное придется списать. Дело в том, что управляющие компании не располагают имуществом, за счет продажи которого можно было бы погасить долги. Действенных способов борьбы с жильцами–неплательщиками также не существует. В ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга" отмечают, что отключить должникам холодную воду и тепло по закону нельзя. В 2000–е годы в Петербурге за долги было переселено из больших квартир в меньшие несколько нанимателей жилья. Провести такую процедуру с собственниками невозможно. Хотя показательные выселения позволили повысить собираемость квартплаты, в последнее время суды не принимают таких решений.

Долгов не избежать

Монополисты утверждают, что прямые платежи устранят несколько факторов роста долгов. В "Водоканале" пояснили: в нежилых помещениях домов часто нет счетчиков, и УК некорректно выставляют платежи владельцам и арендаторам этих помещений. Поставщики также считают, что сейчас начисление квартплаты населению и перевод платежей в адрес поставщиков непрозрачны. Эти расчеты производят биллинговые центры и управляющие компании, и принципы начислений непонятны, говорят монополисты.
У ТГК–1 есть опыт перевода нескольких домов в Петербурге на прямые платежи. В результате собираемость квартплаты в них выросла с 77% в 2012 году до 111% в 2014–м. Однако полностью рост задолженности после перехода на прямые платежи не остановится. Как пояснили в жилищном комитете, система предоставления коммунальных услуг устроена так, что долги не могут не образовываться. Например, по существующим правилам начисления в адрес управляющих компаний за воду и тепло, которые используются для общедомовых нужд, меньше, чем собираемые с жильцов платежи на эти цели. Разница записывается в счет долга УК. Инициативы по изменению законодательства по ЖКХ не первый год обсуждаются на федеральном уровне, но пока безрезультатно.