Ивановы не боятся кризиса, снова откладывают деньги, но гонятся за скидками

Автор фото: Беликов Валентин

Все меньше россиян паникуют по поводу кризиса, однако продолжают экономить. Ивановы откладывают на черный день больше денег, но все же гонятся за скидками на продукты, делают меньше продуктовых сбережений и собираются значительно сократить походы в кафе и рестораны, покупать меньше электроники и бытовой техники, следует из свежего "Индекса Иванова" от Sberbank CIB.

У большего количества россиян появилась уверенность в завтрашнем дне. Все меньше граждан боятся падения рубля, но делают ставку на продукты со скидкой, свидетельствует обновленный "Индекс Иванова" от Sberbank CIB. Сокращается и число тех, кто покупает продукты впрок, падают продажи товаров длительного пользования и электроники.
Так называемый Индекс Иванова, который аналитики публикуют уже в 11-й раз, описывает потребительское поведение россиян со средним уровнем дохода. Обзор основан на опросе 2,3 тыс. россиян возраста 18-65 лет из 164 городов с населением больше 100 тыс. человек. Погрешность оценок — ниже 2%.
Индекс национального благосостояния, оставаясь пока в отрицательных значениях, все же вырос с минус 51% в последнем квартале 2014 года до минус 36% в недавно минувшем. Аналитики связывают это с уменьшением опасений относительно рубля и экономики: доля тех, кто боится девальвации, упала с 45 до 38%, мнение о нестабильности российской экономики разделяют на 4% меньше опрошенных. В итоге оценка личного благосостояния выросла с минус 4% до минус 1%.
Лишь 27% Ивановых ждут падения рубля, притом что в декабре таких было 51%. В иностранных валютах деньги сейчас хранят лишь 21% опрошенных, а еще 65% не планируют покупать валюту. Это, вероятно, связано с меньшей волатильностью курса и более привлекательными ставками по банковским депозитам на фоне повышения страховой суммы по вкладам вдвое — до 1,4 млн рублей, пишут аналитики.
Однако, несмотря на возросшую уверенность, модель потребления заметно изменилась. Впервые за всю историю опроса выросло среднее количество торговых сетей, в которых Ивановы покупают еду. В конце года их было 2,3, за I квартал 2015 года показатель вырос до 2,8. Это, пишут эксперты, признак погони за скидками, что подтверждают и представители крупных розничных сетей. Сети, в частности, отмечают рост потока покупателей, которых интересуют только ценники со скидками. Снова выросла доля гипермаркетов — Ивановы тратили в них 20,3% бюджета на продукты при 19,3% в конце прошлого года.
Отсюда и сокращающаяся доля запасливых россиян. Запасы продовольствия в начале года делали 12% опрошенных вместо 24% ранее. Общая продуктовая инфляция ускорилась до 17,8%, думают Ивановы, тогда как официально цены на продукты за год выросли на 23%. Однако отпускные цены в розничных сетях, торгующихся на бирже, росли медленнее — 14% в год.
Сегмент электроники и бытовой техники просел с 15 до 12% покупателей. Индекс крупных покупок снизился до отметки минус 39% с 22% положительных в конце ушедшего года. Это, пишут аналитики, случилось после паники на валютном рынке, которая спровоцировала бум продаж в декабре в попытке защитить сбережения от девальвации. В результате отложенный спрос уже тогда был по большей части реализован, что сейчас вылилось в его значительное падение.
Доля опрошенных, которых волнуют колебания цен, за год подскочила с 68 до 75%, поэтому Ивановы развернулись в пользу более дешевых товаров. До 66% с 60% увеличилась доля тех, кто хочет сэкономить на товарах повседневного потребления, 36% опрошенных сократили расходы на товары первой необходимости (ранее 28%). Меньше ходить по кафе и ресторанам хотят 45%, снизить расходы на электронику и бытовую технику — 36%, сократить расходы на отпуск — 23%. Все эти показатели ухудшились, пишут аналитики, но не уточняют насколько.
Все это негативно скажется на продажах в текущем квартале как в продовольственном, так и в непродовольственном сегменте, пишут аналитики. Перспективы II квартала, отмечается в анализе, вызывают некоторые опасения: рост спроса на более дешевые продовольственные товары и гонка за скидками приведут к ценовой конкуренции даже между крупнейшими сетями. А вот в I квартале переток покупателей в сети сулит компаниям высокие операционные показатели.
Ухудшается и статистика по сбережениям. Доля тех, кто делал их в I квартале, составила 37% — столько же, сколько в среднем за 2014 год. А вот доля дохода, который стали откладывать на черный день, выросла с 8,3 до 9,2%. Это также связывают с угасшим всплеском активности, который пришелся на конец года. Потребители снова вернулись к традиционным моделям сбережений.