Петербургские банкиры встретили в штыки идею Германа Грефа

Петербургские банкиры резко негативно оценили идею ограничения выплат из системы страхования вкладов, высказанную на прошлой неделе главой Сбербанка РФ Германом Грефом.

По словам Германа Грефа, чтобы воспитать в гражданах ответственность за их финансовые решения и научить их учитывать риски при размещении депозитов в банках, следует ввести лимит совокупного объема страховых выплат одному вкладчику за всю историю его взаимодействия с банками в размере 3 млн рублей либо выплачивать страховку по вкладам не более 1 раза в 5 лет. Третий из предложенных Грефом вариантов самый радикальный — предоставлять вкладчику не более одной страховой выплаты за всю его жизнь.
Застрахованная сумма в России составляет 1,4 млн рублей, и сейчас вкладчик может получать от Агентства по страхованию вкладов (АСВ) ее многократно — при крахе каждого банка, в котором у него есть вклад. По сути, максимально возможное количество подобных выплат для одного гражданина ограничено числом банков, входящих в систему страхования вкладов, — 858.
"ДП" спросил у участников организованного Ассоциацией банков Северо-Запада (АБСЗ) круглого стола "Рынок банковских депозитов. Тенденции и изменения", есть ли рациональное зерно в предложениях Грефа, а также в ранее звучавших идеях ограничить страховые выплаты суммами в 90% от вкладов либо выплачивать вклады полностью, но без накопленных процентов. Реакция финансистов была практически единодушной: предложение Сбербанка есть не что иное как попытка переделить рынок депозитов в свою пользу. Остальные идеи, в принципе, подлежат обсуждению.
"Наверное, с точки зрения такого крупного игрока банковского рынка, как Сбербанк, такое предложение имеет право на существование. Герман Греф действует в интересах того банка, которым руководит, — считает Александр Магеро, директор по работе с ключевыми клиентами петербургского филиала банка "ХМБ Открытие". — Но для банковской системы в целом это предложение избыточное. На текущий момент система страхования вкладов удовлетворяет интересам всех ее участников".
"Я считаю, что здесь Герман Оскарович бежит впереди всего мирового опыта, потому что ни в одной стране подобные ограничения по возмещению вкладов в настоящее время не действуют, — заявил директор департамента розничных банковских продуктов и методологии Балтинвестбанка Андрей Суровцев. — Мы являемся средним региональным банком, и с нашей точки зрения инициатива Грефа является попыткой укрупнить банковский рынок. Если они будут приняты, последствия для всего банковского сектора будут достаточно серьезными.
Мы знаем, что Центральный банк уже с 1 июля начинает устранять ту несправедливость, о которой часто говорят представители Сбербанка, что крупнейшие банки оплачивают страховку по вкладам своих более мелких конкурентов. Для банков, ведущих наиболее агрессивную депозитную политику, отчисления в АСВ будут увеличиваться. А с 1 января 2016 года отчисления в АСВ вообще планируется привязать к неким рейтинговым коэффициентам, которые будет определять Банк России, оценивая финансовое состояние каждого банка".  
"Очевидно, что введение такого рода ограничений невозможно без увеличения финансовой грамотности населения, — уверен Антон Кириков, управляющий петербургским филиалом банка "Российский кредит". — Пока, к сожалению, эта финансовая грамотность остается на достаточно низком уровне. Клиент не способен оценить финансовую устойчивость того или иного кредитного учреждения, поэтому принять на себя риск получения неполного возмещения сознательно не может. Естественно, предложение Германа Грефа направлено на увеличение доли вкладов в государственных банках и ухудшает конкурентные преимущества более мелких банков".
Президент АБСЗ Владимир Джикович считает совершенно очевидным, что предложение Германа Грефа направлено на лоббирование интересов Сбербанка. В то же время, по его мнению, неполное страховое покрытие, то есть ограничение страховой выплаты долей в 90% от суммы вклада, можно было бы применять, поскольку эта мера коснется всех банков в равной мере. Это побудит вкладчиков хотя бы задуматься об оценке рисков.
"Для чего принимался закон о страховании вкладов? Для того, чтобы для клиента не имело значения, в каком банке он размещает свой вклад. Он должен знать, что его деньги в пределах застрахованной суммы вернутся при банкротстве любого банка, входящего в систему страхования. Как ни развивай финансовую грамотность, хоть с яслей, не сможет рядовой гражданин отличить устойчивый банк от неустойчивого. Красивый офис в центре города — еще не показатель надежности банка. Поэтому во всем мире и существуют системы страхования вкладов. Раз надзорный орган выдал банку лицензию на привлечение вкладов, значит, туда нести деньги можно. Проблему надежности банковской системы должен решать регулятор, нельзя перекладывать ее на плечи населения", — подвел черту Владимир Джикович.