Властям неожиданно пришлось оправдываться за то, что на Красную площадь 9 мая не смогут попасть все желающие ветераны. Память о войне — основа официальной пропаганды — докручена до такого предела, что начинает бить уже по самим чиновникам.
Кремль внезапно столкнулся с проблемой ветеранов на Красной площади 9 мая: СМИ с удовольствием обнаружили, что, оказывается, на парад пустят далеко не всех ветеранов. В Москве создадут специальный штаб по "выявлению, приему и расселению" приезжающих из регионов ветеранов, их будут встречать на вокзалах и отправлять на автобусах прямо в Клинику респираторной реабилитации в Звенигород, сообщил "Коммерсант" со ссылкой на вице-мэра Москвы Леонида Печатникова.
Пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову пришлось оправдываться: мол, Красная площадь не резиновая, все туда поместиться физически не могут, и ветераны смогут принять участие в каких-нибудь других праздничных мероприятиях, благо недостатка в них нет.
И ведь нельзя сказать, что Дмитрий Песков сказал что-то вопиющее. Ну да, не резиновая, это правда, и, можно подумать, раньше на Красную площадь приходили все, кто хотел. Трибуна — 5 тыс. мест, а в одной только столице одних только участников боевых действий и инвалидов в 5 раз больше. И раньше регулярно были случаи, когда ветеран откуда-нибудь приезжал, а на Красную площадь попасть не мог. В этом году, правда, случай особый — все-таки 70-летний юбилей, и, наверное, желающих может быть больше, чем обычно. К тому же всех задел, конечно, вот этот подход — хватать на вокзале, сажать в автобус и везти в какую-то респираторную поликлинику принудительным, можно сказать, порядком. Так с оппозиционерами раньше поступали иногда.
А еще этот год особый потому, что культивирование темы Победы в официальной пропаганде достигло сейчас апогея — из-за Украины и из-за испортившихся отношений с Европой. Конечно, у нас и раньше священная память и почитание ветеранов были основой патриотизма, но сейчас особенно, сейчас их поминают просто ежедневно. Ветеран, блокадник — это просто не обсуждается, все для них, да у вас могут целый крупный магазин закрыть, если ваш охранник обидит блокадника. Представьте, если какой-нибудь ветеран в орденах начнет прорываться на Красную площадь, а ФСО будет его не пускать, и за него вступятся, и все это будут фотографировать и выкладывать в Интернет. Такой скандал выйдет.
Пропаганда начинает захлебываться сама в себе. Если год за годом накачивать общество, наращивать градус сакральности и священности, то в конце концов неизбежно исчезает право даже на малейшую ошибку. Ветеранов много, обязательно всегда найдется тот, кого обидели или обошли, недодали. И ветераны превратились в уязвимое место для власти. Тема памяти всегда вполне успешно использовалась для нападок, наоборот, на оппозицию, для ее демонизации; достаточно вспомнить, какую веселую жизнь устроили телеканалу "Дождь" после опроса про блокаду Лениграда — телеканал чуть не закрылся. Но оказалось, что этот прием работает и в другую сторону, и любым ущемлением прав ветеранов можно ткнуть в лицо самой же власти, обвинить ее в лицемерии. Тем более поводов-то хватает: то подарки к памятной дате окажутся нищенскими, то выплата к 70-летию Победы покажется маленькой (в Петербурге, например, участникам и инвалидам — 5000 рублей, остальным — 1000-3000 рублей), то обещанные квартиры не всем достаются, то у какого-нибудь чиновника вырвется неблаголепное слово о ветеранах. И каждый раз за ветеранов оказывается уже оппозиция и кричит "Позор!", а властям приходиться извиняться, оправдываться, рассказывать, как много на самом деле для ветеранов делается, но их не слушают, а иногда им уже и сказать нечего, как в случае с недавним форумом ультраправых в Петербурге.