Как девальвация рубля изменила подход европейцев к бизнесу с российскими компаниями

Автор фото: Ермохин Сергей
Креативное пространство "Ткачи".

Гендиректор Y Consulting, бизнес–аналитик в индустрии моды Дарья Ядерная - о том, как девальвация рубля изменила подход европейцев к ведению бизнеса с российскими компаниями.

В Лондоне, Париже, Милане, Нью–Йорке закончился сезон заказов коллекций на будущие сезоны. Прошли все наиболее значимые недели моды, основные бюджеты уже распланированы, так что становятся понятны ожидания участников рынка и антикризисные меры, которые они принимают. Итак, информация от инсайдера из Парижа. Несколько новых и хорошо забытых старых инструментов борьбы с неопределенностью на одежном рынке снова вошли в моду. В этом сезоне в Париже впервые за многие годы снова заключались сделки с указанием кросс–курса, по которому будет производиться оплата. Европейцам пришлось узнать, что такое рубль и по какому курсу его торгуют нынче. В большинстве контрактов зафиксирован предельный рост курса, после которого оплата будет производиться не по спот–уровню, а по зафиксированному в договоре. Иностранные поставщики на такие условия шли, лишь бы не лишиться продаж на российском рынке. Если говорить об отсрочках платежа, которые раньше были популярной мерой при работе с сетями, то теперь, с одной стороны, очевиден недостаток валютной ликвидности у российских покупателей, с другой — откладывание платежа на более поздний срок несет в себе и дополнительный риск, ведь если случится девальвация, то платить придется еще дороже. Международные поставщики же в этой ситуации рискуют и вовсе не получить оплату за отгруженный товар.
Явные преимущества получили бренды, имеющие возможность поставки со свободного склада (из того, что есть в наличии, так как обычно товар заказывается за 6 месяцев. — "ДП"). Также преимущество получают бренды, имеющие возможности допзаказа и подсортировки в течение сезона. Для не посвященных в индустрию моды поясню. Если у меня было 10 платьев, я продала их и хочу еще заказать такие платья в этом сезоне, большинство мировых брендов мне откажут: они отшили ровно по заказу. Выиграют же компании, имеющие запасы ткани, управляемое производство или вложившиеся в отшив большего количества платьев. Высокий уровень неопределенности (и доллара) заставлял ретейлеров заказывать меньшие объемы, чем, возможно, потребуется, даже при низком спросе. Поэтому возможность корректировать объемы позднее и докупить товар в течение сезона — очень важный фактор при формировании ассортимента.
Среди прочих антикризисных бонусов, которые бренды в этом году предлагали российским партнерам, были также маркетинговые услуги и сервисы со стороны поставщиков, включая программы мотивации для продавцов индивидуально от каждой марки (что уже давно работает в парфюмерии и косметике), стимулирование сбыта, лимитированные предложения и др. Конечно, эти сервисы не были приоритетным фактором при размещении заказов. Но при отсутствии возможности предложить реальную коммерческую скидку это лучше, чем ничего. В долгосрочной же перспективе эти меры могут оказаться чуть ли не более важными, чем дисконт, поскольку на фоне сокращения спроса потребуются дополнительные усилия (и инвестиции) в различные меры маркетингового воздействия на потребителя.