Ветхозаконное правоприменение

Автор фото: Ермохин Сергей
Помещение "Квест бункер".

Многие сферы отечественной экономики регулируются нормативными актами, принятыми 70–100 лет назад. Порой это приводит к курьезам.

Вплоть до 2008 года государственные и ряд других предприятий России обязаны были соблюдать "Положение о фирме", утвержденное Советом народных комиссаров СССР в 1927 году. Благодаря этому документу многим из них удалось отстоять в арбитражном суде право на фирменное наименование, в том числе на использование доменных имен в сети Интернет.

Плач Ульянова

Вождю мирового пролетариата должны быть благодарны все пользователи государственных земель, лесов и других ресурсов, равно как и собственники приватизированных угодий, квартир в дореволюционных домах и многие другие участники делового и гражданского оборота. Как ни парадоксально, но именно подписанные Владимиром Ульяновым–Лениным декреты сегодня являются правоустанавливающими документами о собственности государства на недвижимость, оставшуюся от Российской империи. Именно об эти декреты разбивались все неудачные попытки реституции отнятого у предков имущества.
А, например, лицам, совершающим сделки с векселями, следует внимательно изучить законотворчество Михаила Калинина и Вячеслава Скрябина (Молотова). Именно они в кровавом 1937 году подписали "Положение о простом и переводном векселе", которое до сих пор регулирует многомиллиардный оборот этих ценных бумаг в России. И Гражданский кодекс РФ, принятый после развала СССР, прямо ссылается на этот документ с 70–летней историей.
Примечательно, что современные законотворцы так и не решились исправлять этот нормативный акт: принятый Госдумой федеральный закон содержит лишь отсылку к постановлению Совнаркома почти 80–летней давности.

Песнь Песней правовых

Помимо законов эпохи СССР, российские суды активно применяют документы, появившиеся еще в XIX веке. Например, всего 2 недели назад в пользу ООО "Интел" суд взыскал миллионную компенсацию за незаконное использование товарного знака, мотивировав такое решение подписанной в Париже в 1883 году Конвенцией по охране промышленной собственности. Эксперты убеждены, что в использовании принятых при "царе Горохе" нормативных актов нет ничего смешного.
"Если закон работает много лет независимо от политического строя и сиюминутной конъюнктуры, значит, это хорошо написанная норма. Законотворцам, которые в начале XXI века стали переписывать старые документы, возможно, стоило бы их изучить и оставить в силе, а не плодить новые и куда более низкокачественные законы", — убежден директор Института политико–правового анализа Константин Катанян.
"Высокое качество многих нормативных актов советского периода связано с серьезными теоретическими разработками юристов–ученых того времени, — полагает Владимир Беляков, доцент Школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ СПб. — Даже когда документ уже отменен, определенные "следы" теоретических конструкций, разработанных ранее, мы находим в современных законах. Хотя их качество оставляет желать лучшего, что отражает серьезный кризис юридической науки".