На заседании ЦБ, намеченном на 13 марта, регулятор оставит ставку в силе или же снизит ее максимум на 3 символических процентных пункта. Даже если это произойдет, вряд ли банки тут же пойдут у него на поводу и снизят ставки по кредитам. Для существенного же снижения время пока не пришло — пик инфляции все еще впереди. Однако схожая ситуация не помешала регулятору снизить ставку до 15% с начала февраля.
Заседание Центробанка, которое состоится 13 марта, вряд ли закончится сенсацией, считают финансовые аналитики. Регулятор или оставит ставку 15% в силе, или снизит ее на 2-3 процентных пункта. Пользы это не принесет, считают одни эксперты, ставку нужно снижать до 10%, уверены другие. Однако вряд ли от регулятора стоит ждать решительных мер, солидарны все эксперты, инфляция, для борьбы с которой ставку повышали в декабре, все еще не побеждена. Впереди пик в 17%, прогнозируемый на апрель.
Аналитики Sberbank CIB, основываясь на собственном прогнозе по инфляции за прошлую неделю (0,2%), прогнозирует, что регулятор снизит процентную ставку до 14%. Прогноз экспертов по ценам к 16:00 подтвердил Росстат. С начала марта цены выросли на 0,3%, с начала же года цены выросли на 6,5%. В годовом выражении инфляция остается на уровне конца февраля — 16,7%.
Пик инфляции в годовом выражении, по сделанному ранее прогнозу главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, составит 17% и случится в апреле. К концу года темпы роста цен должны снизиться до 11-12%.
На рынке отмечаются устойчивые ожидания снижения ставки ЦБ 1-2 п. п., и это поддерживает интерес к долговому рынку, следует из обзора Альфа-Банка, однако сами аналитики считают такое решение преждевременным. В условиях ускоряющейся инфляции это может стать негативным сигналом с точки зрения инфляционных ожиданий. "В долгосрочной перспективе это может привести к необходимости нового раунда ослабления рубля для предотвращения роста реального курса", — отмечают аналитики.
В ожиданиях участников рынка уже заложено минимальное снижение ставки на 1 п. п. в пятницу и ее сокращение на 2,5 п. п. в течение года, отмечает макроаналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова. Однако аналитик солидарна, что решение неоправданно с точки зрения инфляции.
"Если влияние девальвации на цены не ограничится первичным эффектом (рост цен импортных товаров и их отечественных аналогов), ее раскручивание продолжится, — говорит эксперт. — Учитывая это, мы не видим оснований для продолжения снижения ключевой ставки как минимум в течение ближайших 2-3 месяцев, хотя последняя риторика представителей ЦБ делает этот сценарий все более реалистичным. В недавнем интервью Дмитрий Тулин называет текущую ставку излишне высокой для бизнеса и отмечает, что ключевая ставка может быть ниже инфляции, на наш взгляд, это сильно повышает вероятность снижения ключевой ставки именно завтра".
В целом участники рынка ждут снижения ключевой ставки до 14%, отмечает аналитик "Альпари" Анна Кокорева, но экономических предпосылок для этого нет. Аналитик также припоминает регулятору основную цель декабрьского повышения ставки до 17% — таргетирование инфляции. И реальные поводы в этом смысле, вероятно, появятся только летом, говорит аналитик.
"К сожалению, российский ЦБ независим лишь на бумаге. Лоббизм крупных компаний и влиятельных олигархов может заставить ЦБ снизить ставку, — говорит Анна Кокорева. — К серьезному удешевлению кредитов это не приведет, но даст банкам повод снизить ставки по вкладам населения. Не стоит также забывать, что нефть может показать второе дно, что вызовет новую волну девальвации российского рубля".
По той же причине не ждут изменений ставки и в компании EXNESS. Однако до 13% ее могут опустить к концу II квартала 2015 года, считает аналитик Сергей Кочергин. "В условиях низких цен на нефть и сохраняющихся как минимум до июля 2015 года секторальных санкций против РФ маловероятен существенный рост ВВП российской экономики", — сетует эксперт. По-хорошему, ставку нужно снизить до 10% для оживления деловой активности в России, но, по оценкам ЦБ, это станет возможным только в I квартале следующего года, говорит аналитик.
"У нас до сих пор нет четкого понимания стратегии ЦБ, если таковая вообще существует, — говорит главный аналитик UFS IC Илья Балакирев. — Последнее снижение ставки стало таким же неожиданным, как и ее повышение до столь высокого уровня. Рынок так и не получил никакого вразумительного объяснения, почему ЦБ изначально поднял ставку до 17%, а, например, не до 18%, не до 16%.
Если под этим и есть какой-то базис, ЦБ не сделал ни малейшего усилия для того, чтобы донести это понимание до рынка, считает Илья Балакирев. По его словам, основания ждать дальнейшего снижения ставки есть, но примет ли такое решение Центробанк и насколько будет понижена ставка, можно лишь гадать, поскольку никакого рационального объяснения этих величин, судя по всему, просто нет. "Не исключен и вариант, что ставка не будет понижена на этом заседании вообще — так как инфляция пока что ускоряется, а значит, единственную свою самопровозглашенную цель ЦБ так и не выполнил", — говорит эксперт.
Стоит напомнить, что перед предыдущим заседанием ЦБ аналитики не прогнозировали снижения ключевой ставки. В итоге решение регулятора о снижении показателя до 15%, принятое в последние дни января, всколыхнуло валютный рынок. Уже после объявления решения экономисты стали называть это следствием лоббизма крупного бизнеса и региональных банков.
Снижение до 15% научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин назвал тогда пробой пера. Мера, облегчившая работу банков и предприятий, все же не была признанием ошибки со стороны регулятора, это было, скорее, "изучением результатов, которые необходимы, чтобы дальше решать поставленные задачи", писал эксперт. Аналитики также напоминали, что в кризизном 2009 году регулятор пошел на снижение ставок, когда пик инфляции был пройден.