Партнеры Александра Сабадаша выкупают проблемные кредиты банка "Таврический"

Автор фото: Новодережкин Антон/ТАСС

Акционеры "Таврического", связанные с экс–сенатором Александром Сабадашем, выкупают проблемные кредиты банка. В случае санации они могут заработать на этом до 14 млрд рублей, реализовав хитроумную долговую схему.

Как рассказали сразу несколько источников, близких к "Ленэнерго", "МРСК Северо–Запада", их подрядчикам и банку "Таврический", эта кредитная организация, находящаяся с 10 февраля под временным управлением АСВ, переуступает структурам, связанным со своими акционерами, права требования по проблемным кредитам. В первую очередь речь идет о долгах подрядчиков "Ленэнерго", которые возводили для сетевой компании инфраструктуру и осуществляли технологическое присоединение абонентов к сетям, говорят источники. Большинство из них заключали контракты с обязательным условием, что вместо авансов они будут кредитоваться в банке "Таврический".
Если это правда, то в случае санации банка и вливания в него бюджетных денег для покрытия финансовой дыры в 20 млрд рублей акционеры "Таврического", связанные с бывшим сенатором Александром Сабадашем, вложив в покупку долгов с дисконтом 3–3,5 млрд рублей, могут заработать до 17 млрд рублей.

Косвенные данные

"Сейчас в банке проводится оценка дебиторской задолженности, часть просроченных долгов предъявляется ко взысканию, а наименее ликвидные долги — продаются", — говорит один из источников. "Дисконт по договорам цессии составляет 40–60% в зависимости от дебитора", — говорит другой источник, знакомый с ситуацией. "Эти действия согласованы с Москвой, никакой самодеятельности нет", — заверил третий источник.
В пресс–службе "Ленэнерго" заверили, что ничего не знают о переуступке долгов подрядчиков. В пресс–службе АСВ и в банке "Таврический" воздержались от официальных комментариев. Между тем в базе данных Арбитражного суда СПб и ЛО есть документы, косвенно подтверждающие версию источников "ДП".
Так, банк "Таврический" действительно с 19 февраля — через неделю после введения временной администрации — начал подавать иски к своим заемщикам. С другой стороны, в базе судебных актов арбитража есть сведения о том, что долг одного из заемщиков "Северо–Западного Альянс–банка (дочерний банк "Таврического") выкупило юридическое бюро "Преображенское", принадлежащее Татьяне Захаржевской, жене акционера и председателя совета директоров "Таврического" Олега Захаржевского.
Олег Захаржевский отказался как комментировать деятельность своей супруги, так и помочь корреспонденту с ней связаться.

Конечный интересант

Банк "Таврический" контролируют петербургские предприниматели Иван Кузнецов (17%), Сергей Сомов (9,5%) и Олег Захаржевский (10%), а также еще 200 физ– и юрлиц. При этом у многих акционеров банка в СПАРК четко прослеживаются бизнес–связи с бывшим сенатором от Ленобласти, владельцем завода "ЛИВИЗ" и "Выборгской целлюлозы" Александром Сабадашем. "Таврический", по данным документов арбитражного суда, активно кредитовал все проекты этого предпринимателя, выдавал ему банковские гарантии, финансировал войну "ЛИВИЗа" с "Русским стандартом" в процедуре банкротства и выкуп его долгов. В 2014 году Сабадаш был арестован по обвинению в мошенничестве с возвратом НДС. Вместе с ним в розыск был объявлен и бывший финдиректор "Ленэнерго", а ныне совладелец девелоперской компании "Полис Групп" Роман Темкин.

Цена вопроса

Назвать актуальную сумму долгов "Ленэнерго" перед подрядчиками пока невозможно: в отчетности за IV квартал 2014 года, опубликованной недавно, компания не раскрыла эту информацию. По данным отчетности за III квартал, они составляли 17,3 млрд рублей.
В комитете по энергетике Смольного 2 недели назад прозвучала информация, что просроченная задолженность "Ленэнерго" перед подрядчиками составляет уже более 6 млрд рублей, из–за чего практически все они остановили работы по присоединению абонентов ("ДП" писал об этом подробно в № 27 / 2015). "Все мы остановили свою деятельность, сократили персонал и ждем, чем все разрешится", — говорит участник рынка.
"На каждый район города "Ленэнерго" выбирало оператора, который строил там сети и присоединял абонентов, — рассказывает один из подрядчиков. — Все операторы обязательно открывали в "Таврическом" депозит на 10% от суммы контракта, а также брали в том же банке кредит под 16% годовых на закупку материалов и оборудования в объеме 30% от контракта".
Следуя этой логике, для выполнения работ на 17–18 млрд рублей подрядчики привлекли в банке "Таврический" около 5–6 млрд рублей кредитов. По словам участников рынка, это сопоставимо с реальной себестоимостью работ, за которые подрядчики и планировали получить 17 млрд рублей, заплатив до 1 млрд рублей процентов по кредитам "Таврического". Но теперь о крупном заработке речь уже не идет, подрядчикам надо хотя бы не обанкротиться. Если информация о выкупе долгов акционерами "Таврического" верна, то продажа прав требования по этим долгам могла принести банку живые деньги в объеме 3–3,5 млрд рублей. "Обосновать дисконт 50% на долг неплатежеспособного заемщика можно, так что проблем у менеджмента, согласовывавшего сделку, быть не должно, — рассуждает партнер юридической фирмы Atra Александр Шестаков. — А дальше долг, обеспеченный залогом, можно взыскать с заемщика. Если тот не может заплатить и не хочет расставаться с активами, он отдаст новому кредитору в зачет своих долгов дебиторку по своим контрактам". В результате, вложив 3 млрд рублей, акционеры "Таврического" получат права требования к "Ленэнерго" на 17 млрд рублей.

В поисках выхода

Коллапс в "Таврическом", повлекший кризис всей энергоотрасли города, разразился в декабре 2014 года, когда вкладчики–физлица досрочно забрали из банка 5 млрд рублей. Возник жесткий дефицит ликвидности, и ЦБ поставил вопрос об отзыве лицензии. Но там держат деньги "Ленэнерго" (13,4 млрд на 11 депозитах) и "МРСК Северо–Запада" (3 млрд на шести депозитах). Это стало причиной отставки гендиректора "Ленэнерго" Андрея Сорочинского, который считается доверенным лицом Александра Сабадаша. На его место в феврале был назначен Василий Никонов из команды главы "Роснефти" Игоря Сечина. Новая команда активно готовится к столкновению с кредиторами — подрядчиками или теми, кто будет оперировать их требованиями. Для этого "Ленэнерго" объявило тендер для юристов на сумму 406 млн рублей на урегулирование долгов.

Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне
У временной администрации банка "Таврический" просто нет таких полномочий, чтобы переуступать кому–либо кредиты банка. С АСВ такие действия тоже не согласовывались. Поэтому если какие–то права требования и были переуступлены, то это произошло до 10 февраля 2015 года, когда в банке регулятором была введена временная администрация АСВ. В настоящее время все операции с активами банка остановлены, мы выбираем инвестора, который будет заниматься санацией. Он и будет решать, какие долги продать, а какие взыскивать самостоятельно.
Валерий Мирошников
первый заместитель гендиректора АСВ
Когда пришел временный управляющий от АСВ, мы передали ему всю отчетность. Теперь службы банка напрямую работают со службами временной администрации. Но в последнее время мы совершенно не владеем информацией о том, что происходит с банком: и правление, и совет директоров отстранены как от принятия решений, так и от информационных потоков. Поэтому акционеры — а нас больше 200 человек — к сожалению, не могут повлиять на ситуацию.
Олег Захаржевский
председатель совета директоров и акционер банка "Таврический"
Описанная схема, на мой взгляд, могла иметь место. Для подрядчика уступка дебиторки "Ленэнерго" взамен прощения долга "Таврического" означает если и не выход в ноль, то уход в небольшой минус с возможностью остаться на плаву, сохранить бизнес. Но дальше, на этапе столкновения с "Ленэнерго" (а я думаю, скорее всего, именно оно, а не подрядчики, и есть конечная цель) и "Россетями", реализация этой схемы наверняка натолкнется на такой мощный отпор, что ее авторы могут получить не 10 млрд рублей, а 10 лет.
Андрей Лихачев
гендиректор ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" (до 2006 года возглавлял "Ленэнерго")