Дмитрий Шмелев, владелец интернет-магазина DelicatesClub, рассказывает об истории появления проекта, а также о том, почему дикая рыба лучше искусственно выращенной и как реалии времени влияют на рыбный онлайн-бизнес.
— Рыбный бизнес — далеко не самая легкая задача, а розничный онлайн-магазин в этой отрасли вообще
кажется чем-то из ряда вон выходящим. Почему было решено заняться в Сети именно морскими
деликатесами?
— Рыбный бизнес для нас был не новым — в этом наше важное преимущество. Мы в составе компании «Клеверон» уже больше 7 лет занимается поставками рыбы и морепродуктов для сегмента HoReCa в Санкт-Петербурге, так что уже давно стали профессионалами в этой области: у нас есть отработанные и проверенные временем механизмы доставки и хранения рыбных деликатесов, стабильные поставщики качественной продукции. Среди наших клиентов — рестораны группы Ginzaproject, отели FourSeasons, «Европа», «Кемпински» и многие другие. С нашей продукцией работают лучшие повара города, и то, что они продолжают закупки у нас, свидетельствует, что качество нашей продукции высоко и мы способны удовлетворить даже самые взыскательные запросы и вкусы. Мы продаем популярную, но редкую дикую дальневосточную красную рыбу, мясо и конечности камчатского краба, гребешки, мидии и многое другое. Так что как раз для нас рыбный бизнес хорошо знаком и поэтому вовсе не так и сложен.
— Почему же было решено заняться не только оптовыми продажами, но и розничными?
— Очень многие наши знакомые давно об этом просили, зная, что мы продаем качественную продукцию по адекватным ценам. Мы осознали, что спрос на рыбные деликатесы есть, а покупать в супермаркетах после громких историй про качество предлагаемой в них рыбной продукции готовы далеко не все. Наш опыт позволял занять открывшуюся нишу — и мы это сделали. В ноябре прошлого года наш магазин заработал.
— Получается, что
DelicatesClub
открылся прямо в самый разгар экономического кризиса. Проблемы не
коснулись вашего интернет-магазина?
— Конечно, коснулись — вряд ли они обошли кого-то стороной, но ведь хорошо известно, что у любого кризиса есть две стороны, и одна как раз и позволяет извлечь пользу из проблем. Цены в нашем магазине более чем адекватные. К примеру, перед новогодними праздниками в нашей стране очень растет спрос на красную икру — это одно из традиционных блюд к праздничному столу. И в этом году в соцсетях я видел, как люди делились контактами «серых» дилеров, привозящих икру с Дальнего Востока по низким ценам. Правда, цены на поверку оказывались вовсе не низкими, а даже наоборот — выше, чем у нас. К тому же при покупке у такого дилера никто не сможет получить гарантии того, что икра хранилась при правильных условиях, что она должного качества. Фактически при таком раскладе человек покупает кота в мешке: повезет или не повезет — не известно. И многие сейчас уже понимают это — особенно с учетом того, что в период кризиса все стараются тратить деньги более разумно и взвешенно, хотят получить качественный товар, тем более если речь идет о продуктах питания. Поэтому приходят к проверенному официальному поставщику, каким мы и являемся. DelicatesClub предоставляет все гарантии качества, у нас даже можно заказать дегустацию икры, ведь далеко не все могут навскидку сказать, какая икра им нравится больше — кеты, кижуча, нерки или горбуши, хотя на самом деле они очень отличаются по своим вкусовым качествам.
— А необходимость импортозамещения как-то отразилась на вашем бизнесе?
— С этой проблемой мы столкнулись еще в рамках нашего оптового бизнеса. В августе прошлого года, как и большинство операторов на данном рынке, мы были вынуждены радикально пересмотреть список поставщиков: на сегодняшний день около 70% нашего ассортимента составляют исключительно рыба и морепродукты, выловленные в России. И сейчас мы продолжаем работать в этом направлении: недавно мы стали официальным представителем по Северо-Западу известного качеством своей продукции завода по производству рыбных консервов «Легенды Ямала».
— Замещение европейских марок сыров их российскими аналогами не прошло гладко — многие до сих пор
говорят о несоответствии качества. А как в этом отношении обстоят дела с рыбными деликатесами? Легко
ли прошел процесс импортозамещения?
— Конечно, нам пришлось немного попотеть над просвещением наших клиентов относительно того, что дикая дальневосточная рыба является отличной альтернативой тому же чилийскому лососю не только из-за цены и сроков поставки, но также благодаря лучшим вкусовым характеристикам. В отличие от искусственно выращенного лосося, мясо дикой рыбы намного более изысканное. Многие повара поначалу хотели получить привычный чилийский лосось, так как просто привыкли работать с этим продуктом, но нам удалось доказать свою правоту. К примеру, Александр Белькович, бренд-шеф сети ресторанов Ginzaproject, очень талантливый повар, что не раз подтверждалось различными шорт-листами и рейтингами, был искренне рад поработать с дикой рыбой. В результате по его указанию в достаточно короткие сроки были переработаны под отечественную рыбу меню в ведущих ресторанах данной группы.
— Ваши надежды оправдались?
— Да. Нам уже сейчас удалось выйти на довольно существенные обороты, которых интернет-магазинам в принципе удается достичь не всегда, а уж продуктовым — тем более. Средний дневной оборот на данный момент составляет 25-30 тыс. рублей — в пересчете на 3 месяца это более 2 млн рублей. Для совсем недавно открывшегося проекта это несомненный успех — особенно с учетом того, что широкой рекламной кампании мы пока не проводили.
— И останавливаться на достигнутом вы не намерены?…
— Разумеется, у нас уже есть планы по дальнейшему развитию проекта. В течение марта мы намерены расширить ассортимент продукции практически в два раза. Таким образом, 80% нашего ассортимента будет составлять отечественная продукция, в основном с Крайнего Севера, а 20% — из стран ближнего зарубежья, у нас уже есть договоренности по поставкам из Сербии. Сейчас в нашем магазине уже доступен бельгийский и немецкий шоколад. Благодаря такому подходу мы надеемся увеличить среднее количество заказов в день с 10 до 15, а также размер среднего чека за счет увеличения количества позиций в нем. На сегодняшний день средний чек колеблется в пределах 2300-2500 рублей, мы планируем его увеличение до 3000 рублей — без индексации на продолжающийся рост цен. Кстати, наши планы базируются на обратной связи от покупателей: многие из них, убедившись в качестве нашей продукции, постоянно просят о введении новых продуктовых категорий. Но, учитывая тот факт, что основным нашим бизнесом на сегодняшний день остаются оптовые поставки для рынка HoReCa, мы не спешим затоваривать склад продукцией, ликвидность которой значительно уступает нашему флагману. Хотя, конечно, целью проекта является максимальный рост лояльности наших покупателей как за счет качественного сервиса и уникального предложения цена-качество, так и благодаря оперативному реагированию на любые запросы покупателей. Именно поэтому уже сегодня мы проводим мониторинг предложений на рынке европейской бакалеи, акцентируя свое внимание на недорогой продукции, производимой на небольших семейных предприятиях в Италии, Испании, Сербии и других странах Европейского континента.
Кроме того, в наших планах есть и региональная экспансия. Сейчас мы предлагаем самовывоз товара или его доставку только в Санкт-Петербурге, но уже к 1 мая планируем открыть филиал в Москве. По нашим оценкам, у москвичей также есть спрос на морские деликатесы, соответственно, у нас есть все шансы получить весомую долю столичного рынка рыбных продуктов.