Как петербургская индустрия моды переживает кризис

Автор фото: Ермохин Сергей

Директор Fashion Syndicate St. Petersburg Константин Лукин - о том, как петербургская индустрия моды переживает кризис.

Мы исследуем рынок моды в течение последних 2 лет не только маркетинговыми инструментами, но и с помощью диалога с производителями одежды, с представителями фэшн–индустрии, с профильными образовательными учреждениями. Рынок скукоживается, потребительская корзина падает, все, кто производит одежду, понимают, что мы находимся в негативной ситуации с точки зрения продаж.
Но в то же время есть позитивная тенденция для отечественных производителей: одежда российских дизайнеров как премиум–класса, так и мидл–класса становится конкурентоспособной по отношению к европейским маркам. Если дизайнерам удастся наладить контакты с масс–маркетом, то эти планы по освоению российского рынка претворятся в жизнь.
Оптовики, которые прежде закупались в Европе, стали делать меньше заказов. Конечно, это не означает глобальное предпочтение отечественных кутюрье, но это реальная возможность продавать и их продукцию тоже. Для сравнения: импортная модель мужского костюма премиум–класса стоит 500 тыс. рублей, в Петербурге ее стоимость в ателье составляет 100 тыс. рублей. Налицо выгода для конечного потребителя и повышение спроса на продукцию.
Ситуация с модой в Петербурге является во многом уникальной. Город сохранил историческую традицию петербургских дизайнеров и модных домов, в отличие от Москвы, где большинство дизайнеров приехали из других городов, столица является для них просто рынком сбыта своих коллекций. Также существует большое количество производств в сегменте легкой промышленности.
Потенциально петербургскую моду сегодня олицетворяют собой 20 значимых дизайнеров и еще 40–45 кутюрье, которые вскоре могут создать собственные модные дома. Это говорит о том, что индустрия моды в Петербурге как система уже существует. До этого года федеральной поддержки индустрии не было, городской поддержки — буквально до прошлого года. Сейчас ситуация меняется, но пока вся индустрия выживает за счет личных инициатив, частных денег производителей. Есть важный аспект, почему в России индустрия не может успешно развиваться: виной тому кризис в текстильной промышленности, которой сейчас в России, по сути, не существует. Дизайнеры используют ткани иностранных производителей. От этого сильно страдает маржинальность бизнеса. Также в индустрии ощущается кадровый голод рабочих специальностей: конструкторов, портных и технологов. Техникумов и ПТУ по этим специальностям в Петербурге уже нет, и более 8 лет нет обучения мужских портных и мужских конструкторов одежды.