В феврале продажи одежных и обувных сетей упали в среднем на 22% по сравнению с февралем прошлого года. В марте падение прогнозируется на уровне 30%. В итоге сети сокращают рекламные бюджеты и уменьшают объемы закупки весенне-летней коллекции.
В петербургских ТРК сокращается число посещений. По оценке Colliers International, в январе 2015 года по сравнению с январем 2014 года трафик сократился в среднем на 5%.
Одежные и обувные сети, а также компании по продаже аксессуаров по итогам февраля испытали падение объемов продаж в среднем на 22% по сравнению с февралем 2014 года, подсчитали в Y Consulting. При этом в марте падение прогнозируется на уровне 30%.
Главное — выжить!
Новые реалии рынка вынуждают ретейлеров менять планы. По словам вице–президента одежной сети Sela Эдуарда Остроброда, 2015 год будет очень жестким, люди будут ограничивать себя в излишнем потреблении. "Практически все сети сократили рекламные бюджеты минимум на 40%", — говорит гендиректор Y Consulting Дарья Ядерная. Так, в Sela сократили всю имиджевую рекламу и сосредоточились на стимулирующих акциях для покупателей.
Сети уменьшили закупки весенне–летней коллекции на 20–30% по сравнению с прошлым годом. При этом новая коллекция дополняется прошлогодними остатками, со складов выгребается все что можно, рассказал один из участников рынка.
Ретейлеры отмечают, что в такое сложное время главная задача — выжить. Гендиректор ОАО "Мэлон Фэшн Груп" Кестутис Саснаускас говорит, что ситуация на рынке меняется каждый день и сейчас трудно делать какие–либо прогнозы. При этом компания до сих пор не утвердила план развития на этот год.
"Мы скорректировали планы в сторону уменьшения, откроем примерно 10 магазинов", — говорит руководитель ГК "Буду мамой" Роман Ротблат.
Sela пока планов не меняла и планирует открыть как минимум 10 собственных магазинов. "А может, и больше, если удастся договориться о взаимовыгодных условиях с арендодателями", — говорит Эдуард Остроброд.
Мода станет небыстрой
В наибольшей зоне риска оказались игроки, бизнес–модель которых опирается на fast fashion (частая смена коллекции). В магазины таких сетей покупатель приходит часто и покупает много. За счет этого ретейлеры имеют многократную оборачиваемость товара. Так работают Kira Plastinina, Incity, Ostin, H&M, Oodji.
Лидером "быстрой моды" является компания Inditex (основной бренд — Zara). От момента создания эскиза до поступления изделия на полки магазинов в среднем уходит 6 месяцев. Но Zara смогла сократить этот срок до 2 недель. Теперь эта бизнес–модель под угрозой. "Зачем привозить новую коллекцию несколько раз в месяц, если продается только старый товар по сниженным ценам", — говорит Дарья Ядерная, отмечая, что доля продаж новой коллекции в сетях упала с 16 до 3–5%. Покупатели стали ходить по магазинам гораздо реже, и этот тренд только усилится.
Эдуард Остроброд прогнозирует, что выбор потребителей будет более продуманным, сократится спрос на модные тренды, но при этом будет востребована качественная, но доступная по цене одежда.
"Блокадное" потребление
ТРК делятся информацией о падении трафика крайне неохотно, боясь, что арендаторы будут использовать ее в переговорах по снижению арендной платы. По словам регионального директора департамента торговой недвижимости Colliers International Анны Никандровой, во многих петербургских ТРК трафик упал на 10–15%, но в ряде молодых проектов, например ТРК "Лондон Молл" и "Жемчужная плаза", он, наоборот, вырос в соответствии с их стадией развития, говорит эксперт.
В Fort Group сообщили, что, действительно, наблюдается уменьшение трафика, отказавшись назвать динамику. При этом сами ретейлеры говорят, что арендодатели очень охотно идут навстречу и предлагают различные варианты по изменению схемы арендной платы, в том числе они согласны на процент от оборота.
По словам собственника сети по продаже кожгалантереи и аксессуаров, пожелавшего остаться неназванным, в его петербургских магазинах падение объемов продаж началось в январе и составило в среднем 20%. "Люди начинают экономить и переходят в более дешевый сегмент", — говорит ретейлер.
Роман Ротблат считает, что продажи января–февраля не показательны, рынок боится весны, гадая, как будут продаваться новые коллекции.
Дарья Ядерная утверждает, что в целом рынок одежды в январе показал неплохие результаты — прирост на 50% в деньгах. "Но я не исключаю, что в Петербурге, действительно, могли по некоторым сетям упасть продажи. Здесь у потребителей "блокадное" потребление, люди очень практичны и осторожны в своих тратах", — говорит эксперт.