Артем Члегов news@dp.ru Все статьи автора
24 февраля 2015, 15:06 1026

В России начали множиться стартапы, предлагающие онлайн-курсы в сфере IT

Фото: globallookpress

Онлайн–курсы совершили прорыв в области дистанционного образования. Российские стартапы в этой сфере готовятся идти на Запад. IT–уроки относятся к числу наиболее популярных и занимают примерно 15% российского рынка онлайн–образования.

Эхо западного бума дистанционного образования докатилось до России, здесь стали множиться стартапы, предлагающие онлайн–обучение в сфере IT. По данным J’son&Partners Consulting, IT–уроки относятся к числу наиболее популярных в Интернете — занимают примерно 15% российского рынка онлайн–образования, в который за последние несколько лет было вложено около $15 млн.

Объем мирового рынка дистанционного образования, по данным онлайн–платформы Docebo, сейчас превышает $40 млрд, а к 2016 году может перевалить за $50 млрд. Российский вклад в мировой рынок — около 2%.

Однако русскоязычные стартапы страдают от недостатка финансирования. Венчурные инвесторы опасаются вкладываться в проекты, которые направлены лишь на русскоязычную аудиторию. Основатели стартапов утверждают, что и без масштабных вливаний им удается выходить в плюс. Рентабельность некоторых компаний уже достигает 20%. Но все же создатели IT–курсов видят свое будущее в выходе на внешние рынки.

Медведь и академия

В 2000–е годы онлайн–образование было представлено в основном видеолекциями. В 2012 году в мире начала набирать популярность новая форма онлайн–обучения — MOOC (Massive Open Online Courses, массовый открытый онлайн–курс): учащиеся получили возможность интерактивного общения с преподавателями и сдачи экзаменов в режиме онлайн. Немаловажно, что такие курсы предоставляют значительную часть образовательного контента бесплатно. Монетизация происходит за счет продажи продвинутых курсов и дополнительных услуг.

Первыми такую модель опробовали именно создатели ресурсов для обучения IT–специальностям. Количество пользователей подобных сервисов стало расти молниеносно. На американском портале Coursera зарегистрировано более 6 млн слушателей.

В 2012 году в Петербурге появился стартап HTML Academy, предлагающий в интерактивном режиме обучаться навыкам верстки веб–сайтов. Большая часть контента бесплатна. Компания зарабатывает на продаже интенсивных курсов, а также подписок, которые дают доступ ко всем занятиям. Первоначальные инвестиции — 10 млн рублей. Как уверяет основатель и гендиректор HTML Academy Александр Першин, компания, несмотря на отсутствие внешних инвесторов, работает в плюсе практически с момента своего появления.

В прошлом году также был запущен казанский портал "Умный медведь" (Smart Bear), где обучают навыкам верстки сайтов и создания веб–приложений. Стартап стал участником акселерационной программы прокремлевского Фонда развития интернет–инициатив. Общий размер инвестиций на начальном этапе составил около $200 тыс. В компании решили сделать отличием своих курсов систему интерактивных подсказок, которые напоминают облака в комиксах. Часть каждого курса открыта, а за продолжение берут фиксированную плату. По словам гендиректора "Умного медведя" Михаила Трофимова, компания прибыльна, ее рентабельность — 20%.

Участники рынка считают, что доля IT–курсов на рынке онлайн–образования будет расти из–за желания людей перепрофилироваться. Согласно опросу HeadHunter, проведенному в 2015 году, 83% сотрудников петербургских компаний в возрасте до 40 лет задумываются о смене профессии. По словам Александра Першина, количество пользователей HTML Academy за последний год увеличилось с 20 тыс. до 70 тыс. человек.

Язык всему голова

"Если создатели образовательных проектов начнут переводить их на английский язык, то шансы привлечь инвестиции сильно увеличатся", — считает руководитель Центра образовательных разработок бизнес–школы "Сколково" Денис Конанчук. Владельцы стартапов это уже понимают. По расчетам "Умного медведя", для вывода ресурса на внешние рынки понадобится около 3 млн рублей.

По мнению Александра Першина, масштабирование проектов нужно не только для привлечения внешнего финансирования. Сейчас основная часть прибыли его ресурса генерируется за счет традиционных платных вебинаров с участием преподавателей, а интерактив используется больше для привлечения новых пользователей. Если же количество подписчиков за счет англоязычной аудитории резко возрастет, основную часть прибыли начнет приносить уже сама технологическая начинка.

Участники российского рынка онлайн–образования в сфере IT, работающие с более традиционными технологиями, пока не видят угрозы со стороны MOOC–ресурсов. "Наши аудитории не пересекаются, — говорят в Luxesoft Training. — Мы активнее работаем с корпоративными клиентами. К тому же вряд ли какой–либо интерактивный курс сможет заменить уроки конкретных профессионалов, занятых в реальных проектах нашей компании". Тем не менее в Luxesoft Training задумываются о том, чтобы выложить в общий доступ интерактивные курсы, которые пока используются для обучения собственных сотрудников.

По мнению директора по новым проектам J’son&Partners Consulting Владимира Байдина, также онлайн–курсам нового поколения мешает составить конкуренцию традиционным методам образования отсутствие общепризнанных дипломов и сертификатов.


Для просмотра в полном масштабе кликните по инфографике - картинка откроется в новом окне

Онлайн–курсы, безусловно, дают возможность быстрого и легкого доступа к информации для тех, кто хочет получить дополнительное образование или заполнить пробелы в знаниях. Но ликвидировать дефицит IT–специалистов они вряд ли смогут. Курсы лишь помогают действующим работникам отрасли развивать свои навыки и углублять знания. Базовое же высшее образование онлайн–курсы заменить пока не могут. Дополнительное образование — это всегда плюс для соискателя. Но напрямую на решение о приеме на работу это не влияет. Гораздо важнее профессиональный опыт соискателя.
Игорь Горьков
Игорь Горьков
генеральный директор "Петер–Сервис"
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама