Законодательное собрание Петербурга в первом чтении приняло губернаторский законопроект "О стратегическом планировании". Он вызвал море критики со стороны депутатов, потому что лишает городской парламент права участвовать в разработке и утверждении основополагающих для Петербурга документов.
Законопроект разграничивает полномочия государственных органов власти в сфере разработки стратегических документов. Согласно документу, Законодательное собрание фактически лишается участия в разработке и утверждении любых стратегий развития Петербурга, как например Стратегия-2030, принятая весной 2014 года. За парламентом сохраняется право устанавливать "порядок осуществления стратегического планирования" и "определение порядка мониторинга и контроля реализации" различных стратегий. Все остальные полномочия, такие как разработка, создание, утверждение и принятие всяческих городских стратегий, переходят к органам исполнительной власти Петербурга, то есть Смольному.
Документ вызвал море критики и жаркие обсуждения в стенах Большого зала Мариинского дворца. Депутаты возмутились тем, что петербургский парламент лишают права участвовать в разработке стратегически важных для города документов, которые будут определять его развитие и планы на ближайшие годы. Представитель губернатора в ЗакСе Михаил Бродский заметил, что по федеральному закону у депутатов есть право принимать участие в разработке стратегии, но оговорился, что "субъект вправе сам устанавливать форму, в которой парламентарии могут работать над документами". От себя чиновник добавил, что "обсуждение госпрограмм в парламенте – вещь нужная и полезная". Депутаты удивились, почему же тогда данное положение не включили в законопроект сразу, но конкретного ответа на этот вопрос получить не смогли.
Парламентарии отметили, что согласно городскому Уставу программа социально-экономического развития, представленная губернатором, принимается законом Петербурга, а в законе эта норма не отображается и получается, что документ противоречит Уставу города. Кроме того, парламентарии поинтересовались, не собирается ли правительство вносить изменения в городской Устав. "Вы совершенно правильно указываете на эту неточность. Мне кажется, пока еще не настало время что-то менять", — расплывчато ответил Михаил Бродский.
Справоросса Алексея Ковалева удивило наличие в документе положения о подготовке Генерального плана города. По его словам, Генеральный план не относится к документам стратегического планирования и не понятно, зачем в законопроект вписали эту статью. Ковалев уверен, что это показывает непрофессионализм и незнание законов работниками Смольного, которые написали данный документ.
Юридическое управление Законодательного собрания написало разгромное заключение на предложенный Смольным документ. Например, юристы отметили, что согласно федеральному закону, Генеральный план Петербурга – это документ территориального, а не стратегического планирования, как утверждают авторы документа. Кроме того, в трехстраничном докладе юристов отмечается, что часть статей противоречат Бюджетному кодексу, часть — нормам Федерального закона, а некоторые статьи просто содержат коррупциогенный фактор.
Сам по себе законопроект абсолютно "рамочный", потому что петербургские власти, внося документ, лишь исполняют требование федерального закона, который обязывает субъекты принять закон, определяющий, кто и как разрабатывает программы стратегического развития. Критику депутатов вызвало то, что документ лишает ЗакС вообще каких-либо прав на участие в этой работе. "Давайте сделаем либо поровну, либо как-то по совести", — возмущался "яблочник" Борис Вишневский.
Он также заявил, что надеется на поправки, согласно которым, как минимум стратегия развития города будет утверждаться парламентом Петербурга, потому что на разработку этих программных документов из бюджета тратятся миллионы рублей, но до реального исполнения ни одна стратегия пока не дошла. Однако парламентарий уверен, что от губернатора, несмотря на заверения его представителя, такой поправки не последует.
Кроме того, скорее всего, в связи с изменившимися экономическими условиями в принятые стратегии и госпрограммы будут вноситься кардинальные изменения. Если право как минимум обсуждать их получит Законодательное собрание, то Смольному придется раскрыть, на что именно идут бюджетные деньги, и может получиться ненужная чиновникам шумиха.