Что делать, если начальство вас жестко критикует

Автор фото: Global Look Press

Ситуация, когда босс на вас ругается – не такая уж редкость. Вместо того, чтобы поддаваться эмоциям, советуем действовать строго по плану. А вот, кстати, и план.

Каким бы фантастическим работником вы ни были, время от времени вы косячите. Даже не спорьте, все косячат. Если вы вовремя успели понять, что сделали что-то не так, есть вариант грамотно признаться во всём и быть помилованным. Но бывает так, что вы и сами не в курсе, что согрешили. И вдруг, откуда ни возьмись, на вас обрушивается критика со стороны босса. А босс, он на то и есть босс, чтобы не уметь ласково критиковать. Это же не мама. Если вы накосячили – он чувствует свою прямую обязанность сделать так, чтобы ошибка не повторилось. Если случайно получится довести вас до суицида, он сильно не расстроится, так вы точно не оплошаете вновь.
В общем если вас нагнала начальственная критика, ваша задача с ней как-то справиться. Вот инструкция, как нужно себя вести и чего стоит избегать при столкновении с бушующим начальником.
Худшее, что вы можете сделать: наорать на босса в ответ.
Почему так делать не надо: есть шанс пасть невинно убиенной жертвой офисной тирании.
Поверьте, босс вас рано или поздно переорет. Если вдруг он сорвет голос, то вам же хуже. Тогда в ход могут пойти канцелярские предметы различной степени тяжести, которые, прилетев в вас, нанесут вам травмы соответствующей степени тяжести. В самом безобидном сценарии, вас просто уволят.
Что лучше сделать: уточнить, действительно ли вы виноваты.
Может статься, что волна праведного негодования обрушилась на вас совершенно случайно. На самом деле вы просто могли попасть под горячую руку. Или вас перепутали с вашим тезкой из IT-отдела. В таком случае, убедите босса, что занимаясь продажами, вы никак не могли подменить весь контент сайта одним емким и неприличным словом. Если дело не в слове и вы действительно виновны, используйте беруши во время острой стадии гнева начальника и попросите секретаршу, под видом инвентаризации, унести все тяжелые предметы.
Как быть, если всё плохое, что можно, вы уже сделали: попробуйте назначить встречу и извиниться.
Если, конечно, не лежите в больнице с множественными «укусами» степлера или черепно-мозговой травмой после встречи с летающим дыроколом. Также исправить что-либо может быть невозможно по причине вашего увольнения и судебного запрета на приближение к офису вашей уже бывшей работы. В общем, тут шансов как-либо скорректировать неправильную реакцию не так много. Поэтому лучше сразу ведите себя достойно.
Худшее, что вы можете сделать: расплакаться.
Почему так делать не надо: вы запомнитесь неадекватным нытиком
Ну да, от напора критики босса можно и разрыдаться неожиданно. Но это очень плохая идея. На жалость можно надеяться, только если директор – женщина. Хотя нет, нельзя: женщины, cклонные к состраданию, обычно не добираются до вершины карьерной лестницы. Или теряют по дороге всё свое милосердие. Так что единственная реакция, которую вы получите: недоумение. В придачу вы создадите себе имидж бесхребетного нытика, не заслуживающего уважения и (возможно) зарплаты и своей должности.
Что лучше сделать: убежать.
Только очень грамотно. Почувствовав приближение предательских слез, тут же скажите, что вам нужно время на осознание своей ошибки, и скройтесь в чулане. Когда наполните слезами ведро, пожертвуйте его уборщице для мытья полов. Затем направляйтесь к боссу, сказав, что теперь вы точно готовы к серьезному разговору.
Как быть, если всё плохое, что можно, вы уже сделали: врите.
Сочините трогательную историю про безвременную кончину троюродной прабабушки, которая вам была роднее, чем мать, и даже чем начальник. Объясните, что именно после этого печального известия вас и застала врасплох критика босса.
Худшее, что вы можете сделать: уверять, что всё в порядке.
Почему так делать не надо: вам перестанут доверять и воспринимать всерьез.
А еще приравняют к совершенному идиоту. Ибо кто еще будет уверять, что всё хорошо, когда всё на самом деле хуже некуда? Впрочем, если уровень вашего умения убеждать – «Бог», можете попытать счастья.
Что лучше сделать: уточнить, в чем конкретно проблема.
А всё разузнав, изобразите предельную серьезность и посоветуйтесь с начальником насчет способов исправления сложившейся ситуации. Если достойно изобразите озадаченность и ответственность, велик шанс, что босс вам сам выложит все варианты решения проблемы.
Как быть, если всё плохое, что можно, вы уже сделали: сказать, что сразу не осознали масштаб катастрофы.
После чего действуйте, как в пункте «что лучше сделать», и посвятите себя исправлению ошибок или хотя бы имитации этого процесса. В любом случае интенсивно демонстрируйте обеспокоенность случившимся.
Худшее, что вы можете сделать: попытаться cвалить вину на других.
Почему так делать не надо: это бесполезно.
Вы только не заподозрите нас в поборничестве морали. Ну что вы! Мы бы вам с удовольствием и сами посоветовали этот вариант. Но, к сожалению, тот факт, что вас вызвали на разговор, доказывает, что отдуваться придется именно вам.
Что лучше сделать: эффектно кинуться на амбразуры.
Скажите, что вы сами собирались идти с повинной. Ошибку свою полностью признаете, каетесь, казнитесь и всецело отдаете в себя строгие и справедливые руки правосудия, точнее, босса. Главное, не переборщите с пафосностью.
Как быть, если всё плохое, что можно, вы уже сделали: валите всё на недопонимание.
Просто вас не так поняли и вовсе вы не говорили, что это косяк бухгалтера, просто намекали, что тот мог бы вам вовремя платить зарплату или вообще объясняли, какой он классный малый.
Как бы вам ни хотелось пойти по пути наименьшего сопротивления и просто пересидеть критический момент в каком-нибудь безопасном месте, важно не поддаваться этому желанию и всё делать по инструкции. Ваше умение воспринимать критику выдаст в вас надежного, адекватного и стрессоустойчивого специалиста. А кого ещё повысить, если не такого супер-сотрудника?