Банковские сети "Ленэнерго"

"ДП" изучил связи ОАО "Ленэнерго" и банка "Таврический" и выяснил, что их тесное сотрудничество имеет глубокие корни в СФ.

Новость о том, что у ОАО "Ленэнерго" более 13,4 млрд рублей (взятые в Сбербанке на инвестпроекты) зависли на депозитах в банке "Таврический", стоила в минувшую пятницу должности гендиректору сетевой компании Андрею Сорочинскому. При этом вызывает вопросы не только жизнеспособность "Ленэнерго" в случае потери этих денег (в банке идет проверка ЦБ, и "Ленэнерго" просит ввести в нем процедуру санации), но и сам факт столь тесного сотрудничества энергетиков именно с этим банком.
"ДП" решил проверить, чем было обусловлено это партнерство, и выяснил, что банк и энергокомпания имеют не только договорные, но и "родственные" связи. "Таврический" долгое время был операционным банком "Ленэнерго", а также активно кредитовал его подрядчиков, строящих мощности для подключения абонентов. При этом и банк, и компания оказались лишь элементами гигантской схемы, обслуживавшей интересы трех экс–сенаторов: Александра Сабадаша, Григория Нагинского и Евгения Самойлова.

Тихие деньги

Банк "Таврический" контролируется Иваном Кузнецовым, Дмитрием Гаркушей, Сергеем Сомовым и Олегом Захаржевским. Активы банка, по данным на октябрь 2014 года, составляли 49 млрд рублей, из них кредиты — 41 млрд. Основные вкладчики — юрлица (44 млрд рублей на счетах), вклады физлиц — 18 млрд рублей. Как заверили в Сбербанке, "Ленэнерго" исполняет свои обязательства. "Средства, выданные "Ленэнерго", предназначались для финансирования текущей и инвестиционной программ компании, целевое использование кредитных ресурсов строго проверяется", — сообщили в пресс–службе Сбербанка. Однако крупная "временно свободная" часть этих кредитов предварительно прокручивалась в банке "Таврический" под 10,5–11,5% — это вчера признал и сам Андрей Сорочинский. В сентябре 2014 года банк стал испытывать проблемы с ликвидностью, и "Ленэнерго" решило перевести деньги из "Таврического" в банк "Санкт–Петербург". Но достать их не удалось по сей день, и, отчитавшись об этом, Сорочинский распрощался с должностью.
"Совет директоров выявил риски ухудшения финансовой устойчивости компании, — сообщили в пресс–службе "Ленэнерго". — Принято решение о проведении целевой проверки работы предприятия в 2014 году, оценки действий менеджмента, в том числе и по размещению средств".

Почему "Таврический"

Андрей Сорочинский с 1998 по 2005 год работал в КУГИ Петербурга, где прошел путь от специалиста до заместителя директора управления инвестиций. Причем в начале этого пути он успел поработать под началом Андрея Лихачева, который в 1999 году сменил кресло главы КУГИ на портфель гендиректора "Ленэнерго" (как раз тогда Анатолий Чубайс, тоже выходец из Смольного, утвердился в кресле главы "РАО ЕЭС" и формировал свою вертикаль). Энергокомпанию Лихачев возглавлял до 2006 года, а тем временем в 2004 году Андрей Сорочинский стал заместителем председателя комитета по энергетике и мог активно сотрудничать с бывшим шефом.
В 2003 году, еще будучи главой "Ленэнерго", Андрей Лихачев учредил инвесткомпанию "Аврора менеджмент". Ему досталось 16% акций этого ЗАО, его заместители — Дмитрий Флеров, Александр Лурье, Дмитрий Кирин и др. — получили по 12%. Фирма занималась как девелопментом (например, строит паркинг на пр. Косыгина), так и покупкой акций. В частности, она поучаствовала в приватизации ОАО "Новая эра": ей досталось 27% акций завода, а Андрей Лихачев возглавил его совет директоров. Еще 67% ОАО получил офшор Warwick Ltd, который теперь в партнерстве все с тем же Андреем Лихачевым торгует земельными участками в подмосковных Полянах (ООО "ДПА Групп").
В мае 2011 года, по данным СПАРК, 6,24% "Новой эры" приобрело ООО "Таврический–инвест", структура банка "Таврический".Правда, уже в августе 2011 года фирма акции продала, зато в ноябре 5,5% самого банка купил Дмитрий Кирин. Он владел акциями до 2012 года. По словам Андрея Лихачева, при нем сотрудничество "Ленэнерго" с банком "Таврический" не имело таких масштабов: "Сотрудничество было, были там счета, в частности, кажется, для расчетов с ЛАЭС, были вексельные расчеты, но депозитов точно не было".

Мир тесен

К тому времени, когда установилась эта опосредованная аффилированность "Таврического" и "Ленэнерго", энергокомпанию возглавил Андрей Сорочинский. Андрей Лихачев ушел из "Ленэнерго", но его бывшие замы (и настоящие партнеры по "Аврора–менеджмент") остались: Александр Лурье возглавляет ЗАО "Курортэнерго", а Дмитрий Флеров — филиал "Электросеть ЛЭ" (что, кстати, по данным СПАРК, не мешает ему занимать ключевые позиции в RBI). Дмитрий Кирин, уволившись из "Ленэнерго", вошел в состав правительства Ленобласти, где при Валерии Сердюкове курировал финансы. Примерно тогда же — в 2010–2011 годах — банк "Таврический" и стал ключевым партнером "Ленэнерго". Это подтвердил и совладелец "Таврического" Олег Захаржевский: по его словам, первые депозиты "Ленэнерго" разместило около 3 лет назад.
Но, как выяснил "ДП", сотрудничество не ограничивалось депозитами (что уже не скрывают и в самой компании): "Ленэнерго", по данным участников строительного рынка, настоятельно рекомендовало эту кредитную организацию своим подрядчикам для финансирования строительных работ по техприсоединению абонентов. По словам одного из источников, кредиты "Таврического" часто предлагались вместо авансов.
Подтверждение для этой версии "ДП" нашел в базе арбитражного суда: подрядчик "УНР 427" обанкротился в 2013 году, и его финансовые документы оказались в материалах дела. По их данным, в 2012 году он взял кредит 55 млн рублей в "Таврическом" под 16% годовых для финансирования строительных работ по заказу "Ленэнерго". Подрядчик работы выполнил, но обанкротился и отдал банку права требования к "Ленэнерго" по контракту. Заказчик перечислил деньги уже банку.

Чей–то банк

"Поверьте, ни "Таврический", ни Сорочинский не смогли бы это все организовать сами, — заверил корреспондента "ДП" источник, близкий к "Ленэнерго". — Обе структуры работали в схеме, обслуживающей лиц, находящихся гораздо выше".
Интересно, что проблемы самого "Таврического" начались с финансовых схем действительно федерального уровня. С конца 2013 года банк испытывает финансовые трудности из–за краха его "внучатой" компании — ООО "ИК Таврический" (ИКТ), — которая была крупным (объем заказов — 15 млрд рублей) поставщиком угля для Минобороны при министре Анатолии Сердюкове. Компанией акционеры банка владели в партнерстве с экс–сенатором Евгением Самойловым.
Но Самойлов был не единственным "лицом гораздо выше", связанным с "Таврическим". По СПАРК, с 2005 по 2011 год банк владел 50% ООО "Триада", другие 50% которого принадлежали концерну "Титан–2" Григория Нагинского. Нагинский тоже был сенатором, а затем — с 2010 по 2013 год — заместителем министра обороны Анатолия Сердюкова. Именно в эти годы ИКТ поставляла военному ведомству уголь. Наконец, бизнес "Таврического" связан еще с одним экс–сенатором — Александром Сабадашем, владельцем "Ливиза" и "Выборгской целлюлозы". Так, совладелец банка Сергей Сомов в партнерстве с Сабадашем владеет ООО "Стройальянс" и ООО "Управление К". А гендиректор последнего Алексей Ладыгин возглавляет ООО "УСК" (поставщик электроэнергии в Ленобласти), на 90% принадлежащее совладельцу "Таврического" Дмитрию Гаркуше. При этом экс–главу "Ленэнерго" Андрея Сорочинского в деловых кругах тоже считают человеком из команды Сабадаша: "Он его и в "Ленэнерго" устроил".