Почему власти должны снизить налоговую нагрузку мигрантов

Автор фото: Ермохин Сергей

Многие трудовые мигранты не вернулись в Петербург после новогодних праздников. Причиной стал не только экономический кризис, но и введение патентной системы. Чтобы вернуть мигрантов нужно снизить их налоговую нагрузку, считает Василий Киселев.

Вводить патентную систему для трудовых мигрантов в нынешней сложнейшей экономической ситуации было преждевременно. Она ведет к децентрализации миграционной политики в стране и колоссальному дефициту кадров. Уже сейчас после новогодних праздников на свои рабочие места не вернулось, по разным оценкам, примерно от 30 до 50% штатной численности водителей–мигрантов, хотя в прежние годы возвращались все и даже с прибытком. До февраля у перевозчиков проблем с кадрами не возникнет, а вот что будет после, совершенно неясно.
Причина не только и не столько в экономическом кризисе, негативное влияние на приток мигрантов оказала введенная патентная система. В частности, теперь жителям стран СНГ нужно сдавать экзамен. Вопросы такие, что не каждый коренной житель России правильно ответит, предварительно не погуглив. Например, когда была Куликовская битва, когда приняли Конституцию России или кто стал президентом РФ в 2008 году. Большинство мигрантов говорят: "Путин!" Но это тот редкий случай, когда такой ответ — неправильный.
Кроме того, мигрантам придется платить каждый месяц 3 тыс. рублей в качестве аванса подоходного налога, который не засчитывается в основной платеж по данному виду налога, то есть для них увеличивается размер подоходного налога.
Они и так оплачивают медицинскую страховку, делают взносы в Пенсионный фонд, хотя большинство из них никогда не получат российскую пенсию. Зато на их отчисления сегодня живут наши пенсионеры.
При этом многие чиновники заявляют, что мигранты — это плохо. А что плохого? Они платят налоги, сборы, штрафы и пополняют своими отчислениями Пенсионный фонд РФ, по сути заполняя реальную, а не мнимую пустоту на рынке труда, образовавшуюся в результате недееспособности власти в вопросе профориентации, — местное население могло бы работать в значительно большем количестве на том же городском транспорте, нежели работает сейчас.
Но проблема в том, что сегодня почти не осталось профессиональных образовательных учреждений, способных подготовить необходимое количество водителей категории D. За прошедшее десятилетие количество лиц, получивших корочки водителя категории D, измеряется всего несколькими тысячами при минимальной ежегодной потребности только городского автобусного транспорта более чем в двух десятках тысяч водителей.
Не сомневаюсь, что многие технические проблемы патентной системы вскоре будут решены — трудовые мигранты выучат правильные ответы на вопросы. Но возникнут сложности у работодателей. В патенте не указывается специальность, его владелец просто получает право трудиться в РФ, а кем, оказывается, совершенно неважно. Государству неинтересно, какие специалисты какой квалификации въезжают в страну и в каком количестве. Откуда мы знаем уровень профподготовки иностранца? Может, он купил водительские права, как это проверить? Неясно, как государство собирается контролировать, где работает мигрант по патенту. Значит, начнут появляться на свет поддельные патенты.
Выход из сложившейся ситуации вижу в снижении налогового бремени мигрантов, в сохранении системы квотирования для транспорта и ЖКХ, в дотировании обучения водителей категории D, в увеличении субсидий перевозчикам, чтобы они могли повысить зарплату водителям.