Чиновники отчитались об ускоренной уборке Петербурга от снега. Правда, людей и техники им по-прежнему не хватает. Причиной аврала оказались, конечно же, санкции и кризис.
Когда Петербург накрыли снегопады в 2010-2011 годах, власти объясняли — причина в аномально большом количестве осадков. Виноват был, впрочем, и кризис 2008 года, из-за которого отложили некую масштабную программу комплексной уборки дорог и тротуаров. Но и сейчас оказывается, что экономический кризис ударил по уборке снега — как рассказал зампредседателя комитета по благоустройству Сергей Малинин, не хватает примерно 30-50% рабочих рук. "Сами знаете, какое финансовое состояние в стране", — развел руками чиновник. Зарплаты водителей и дворников 25-30 тысяч рублей, и работать за такие деньги они уже не готовы.
Так что если по кому ударило падение цен на нефть и резкое дорожание доллара — так это по дворникам, оказывается. Слишком много они, видно, импортного сыра ели, раз в прошлом году хватало.
Впрочем, Сергею Малинину было чем похвастать: вдвое быстрее, чем положено по нормативам, коммунальщики убрали город. Должны были за четыре часа привести в порядок магистрали после снегопада, а на практике уже за два "вырисовалась картина нормальной уборки". Это, конечно, очень хорошо, что она вырисовалась, но ночью, тут же предупредил Сергей Малинин, снег пойдет снова, и все повторится. И перешел к традиционным сетованиям на нехватку техники.
Самым странным тут выглядит однотипность оправданий и неспособность сделать выводы из опыта предыдущих лет. Такое впечатление, что чиновники уносят все секреты и наработки с собой в отставку, и каждое новое поколение должно набивать шишки самостоятельно. Про то, что четырех часов недостаточно, например, говорили еще несколько лет назад, и не в одном, кстати, Петербурге. Необходимые объемы спецтехники, наверное, тоже можно было еще в 2010-м прикинуть. Количество дорог в Петербурге, конечно, растет, но неужели никому не приходило в голову, что их придется чистить? Вот, например, новости декабря 2011 года: "Проинспектировал работу по уборке снега в ряде районов. Крайне неудовлетворен; Личная проверка показала ряд системных недостатков в работе коммунальных служб. Завтра увеличим количество техники и дворников; Будем постепенно разбираться", — это Георгий Полтавченко писал в своем Twitter, когда еще вел его.
А вот интервью вице-губернатора Алексея Сергеева, данное в 2010 году: "Нам не хватило буквально одного сезона, чтобы успеть перевооружиться и быть готовыми к сегодняшней зиме... Уже следующей зимой мы сможем выйти на совершено новый качественный уровень уборки снега". С тех пор чиновники ездили перенимать и финский опыт, и шведский, и немецкий, и московский.
Может быть, дело здесь вовсе не количестве техники и не в технологиях, а в разнице мировоззрения. Это ведь только прогнивший, легкомысленный человек думает, что если выпал снег, то его надо тут же убрать, а если нет машин, то их нужно купить. В сети можно найти информацию о сотнях закупленных машин — и Scania, и Mersedes-Benz, и Volvo, есть среди них и комбинированные дорожные машины, и конвейерно-вакуумные, и малые машины, и средние, и универсальные машины на тракторном шасси, и даже с шарнирно-сочлененной рамой. Дело вовсе не в этом. А в том, что снег — это природа. Его посылает нам небо, а кто такой человек, если вдуматься, чтобы идти против природы, и разве может противостоять стихии какая-то несчастная машина, пусть даже универсальная? Наша цель — войти с природой в гармонию. В конце концов, мы же должны стойко противостоять кризису и санкциям.