С новым нефтяным дном

Цена нефти упала ниже $50 за баррель. Аналитики не верят, что черное золото останется таким же дешевым до конца года, хотя допускают провал и до $40. Бизнес адаптируется к новой реальности.

Нефтяные цены во втором полугодии прошлого года рухнули почти вдвое, со $112,4 до $57,5 за баррель сорта Brent. Более быстрыми темпами нефть дешевела только в 2008 году, тогда за полугодие цена барреля снизилась более чем на $90, до $45,6. Затем благодаря мягкой денежной политике мировых центробанков последовал сильный отскок: уже через полгода бочка нефти стоила дороже $70, а через 2 года — более $120.
Чего–то подобного аналитики ждут и в этот раз. Несмотря на то что ФРС США в конце прошлого года свернула меры количественного смягчения, то есть покупку облигаций, процентные ставки на американском денежном рынке остаются рекордно низкими. К тому же новую программу количественного смягчения обещает запустить Европейский центробанк, так что в дешевых деньгах мировая экономика нужды испытывать не будет.

Скользкие сланцы

Главной причиной будущего роста цен на нефть эксперты называют сокращение добычи сланцевой нефти в США. Именно американские производители черного золота обеспечивали в последние годы основной рост предложения на этом рынке. По данным Минэнерго США, в начале декабря 2014 года страна добывала 9,14 млн баррелей в сутки — максимальный объем за всю историю наблюдений, то есть более чем за 30 лет.
Ведомство прогнозирует, что добыча будет расти и дальше, однако ряд американских источников сообщает об увеличении числа законсервированных нефтяных скважин. Так, по данным Baker Hughes, в октябре–декабре прошлого года прекратили работу 93 скважины. Аналитики Moody's прогнозируют, что в I квартале 2015 года будут остановлены еще около 200 скважин. В октябре 2014 года число действующих нефтяных скважин в США составляло 1596.
На прошлой неделе техасская компания по добыче сланцевой нефти и газа WBH Energy заявила о банкротстве из–за снижения цен на нефть.
Егор Сусин, главный эксперт центра экономического прогнозирования Газпромбанка, полагает, что в ближайшее время цены на нефть могут колебаться в широком диапазоне, от $40 до $60 за баррель нефти марки Brent. Но к концу года он ожидает восстановления цен к $70 – 80 за баррель. "При текущих ценах США может столкнуться с резким падением инвестиций в добычу и объемов бурения, — объясняет он. — Компенсировать этот эффект может ОПЕК, который обладает свободными мощностями для наращивания добычи, но пока мы видим, что нефтяной картель занимает скорее выжидательную позицию и существенно не меняет объемы добычи нефти".
Руководитель аналитической службы ОАО "ИК "ДОХОДЪ" Всеволод Лобов также считает наиболее вероятным сценарий возвращения цены нефти к $70 – 75 за баррель сорта Brent в течение 24 – 30 месяцев под воздействием фундаментальных факторов (снижения производства и роста спроса). "Тем не менее в краткосрочной перспективе стоимость черного золота останется низкой на фоне сохранения разногласий между странами — членами ОПЕК и наращивания производства в США. В ближайшем будущем снижение цены барреля до $40 весьма вероятно", — говорит он.

Рублевые танцы

Обвал нефтяных цен приводит к ослаблению курса рубля, поскольку государству нужно сохранять рублевые расходы при снижении валютных поступлений от экспортеров. Хотя в последние недели эта связь, похоже, рвется: с середины декабря курс доллара США колеблется в коридоре 52 – 68 рублей, тогда как нефть за этот период подешевела на 20%.
Падение рубля к доллару в прошлом году превысило 70%, и виной тому не только цены на нефть, но и санкции по отношению к российским компаниям, мешающие кредитоваться у зарубежных банков. Российским заемщикам приходится покупать на внутреннем рынке десятки миллиардов долларов ежеквартально, чтобы рассчитаться с долгами. Однако пик платежей по долгам пройден в VI квартале 2014 года, и в ближайшие несколько кварталов потребность в валюте у заемщиков будет падать, что снизит давление на рубль.
Ослабление рубля приводит к ускорению инфляции, поскольку доля импорта в российском потреблении очень высока. В прошлом году инфляция достигла 11,4%, в 2015 году она также ожидается двузначной. Это означает, что Банк России вряд ли станет сильно снижать ключевую ставку с нынешних 17% годовых, а стоимость кредитных ресурсов будет еще выше. В итоге, как считают большинство экономистов, падение ВВП России в 2015 году составит 3 – 5%. Официальный прогноз Минэкономразвития РФ пока предполагает падение ВВП на 0,8%, но неофициально глава министерства Алексей Улюкаев соглашается с тем, что ВВП потеряет за год 4%.
Опрошенные "ДП" бизнесмены отмечают негативные последствия падения цен на нефть, но в целом относятся к нему хладнокровно. "Первое, что приходит в голову, когда нефть дешевеет, — это продолжение ослабления курса рубля, — констатирует Юрий Михалочкин, генеральный директор ООО "СТЛ". — Затем начнут дорожать запчасти, топливо. К этому добавится стремление правительства повысить налоги, чтобы пополнить бюджет, рост процентных ставок по кредитам. Спрос при этом не увеличивается. В результате рентабельность бизнеса сокращается. В итоге весь бизнес будет сворачиваться".
"Падение цен на нефть ниже $50 за баррель для нашей экономики не критично, но создает серьезные риски, — рассуждает Сергей Бодрунов, глава инвестиционной компании "СПИК". — Вероятнее всего, будут урезаться крупные инвестиционные проекты, что негативно отразится на экономике. Я бы, конечно, предложил включить печатный станок и эмиссионными деньгами поддержать крупные инвестпроекты. Тогда бы мы пережили период низких цен относительно легко. Продлится он примерно 2 – 3 года, затем начнется очередной рост нефтяных котировок, вызванный ростом спроса вследствие реализации множества инвестиционных проектов в промышленности по всему миру".
Ольга Смычковская, гендиректор круизной туристической компании Astarta group, отмечает, что дешевеющая нефть отражается на всех отраслях, и туризм не исключение: туроператоры теряют клиентов, потому что у людей объективно нет денег.
"Тем не менее полного отказа от туров не происходит, — говорит она. — Идет реструктуризация спроса. Люди ищут варианты демократичного отдыха. Как только курсы валют стабилизировались, объем продаж в нашей компании начал восстанавливаться".
Петербургский миллиардер, совладелец нескольких торговых сетей Дмитрий Костыгин считает, что падение цены на нефть никак особо не отразится на работе ретейлеров. "Падающая цена на нефть имеет для торговли такое же отдаленное значение, как, например, цена на хлопок или на зерна кофе", — считает ретейлер. По его мнению, вызванное падением нефти ослабление рубля тоже не станет губительным для отрасли. "Россияне сократят свои траты на поездки за рубеж, а это значит, что потребители будут тратить деньги в стране. Я предполагаю, что сократятся расходы населения на походы в салоны красоты, одежду и обувь, ювелирные украшения, питание вне дома, на дорогие покупки. Неплохо себя будут чувствовать сельхозпроизводители, производители тары и упаковки", — прогнозирует Костыгин.
Было бы лучше, конечно, если бы нефть стоила в 2 раза больше, чем сейчас. Но что есть, то есть. Пока живем и дальше будем приспосабливаться к новым рыночным условиям. Мы все стали беднее. От этого тоскливо. Но страха нет. Во–первых, мы все это уже проходили в 1998 году. И выжили. Во–вторых, в долгосрочной перспективе — лет пять–десять — мы сможем укрепить свою экономику. Импорта в стране станет меньше, будет развиваться собственное производство. Так что все к лучшему.
Руслан Юсупов
генеральный директор "Лидер групп"
Меня сложившаяся ситуация не пугает. Наоборот — я очень рад. Нашей стране давно пора слезть с нефтяной иглы и начать жить в реальной экономической ситуации. Стыдно, что такая большая страна с амбициями мирового лидера во многих отраслях реально может гордиться сейчас только атомом, балетом и оружием. А все разговоры о достижениях в области промышленности и сельского хозяйства вызывают смех. Нам надо учиться работать в новой реальности. Иначе не выживем.
Василий Сопромадзе
девелопер