Статью о мошенничестве предпринимателей ужесточат

Автор фото: Svistunova_Valia

Статья 159.4 УК РФ — мошенничество в предпринимательской сфере — под угрозой исчезновения. Конституционный суд обязал внести в нее коррективы за полгода, иначе она полностью утратит силу. Суд согласился, что наказание для предпринимателей мягче, чем для обычных мошенников за сходные преступления.

Наказание по уголовной статье за мошенничество в особо крупном размере существенно строже, чем за мошенничество в предпринимательской сфере, решили в Конституционном суде. Внести в статью коррективы нужно в течение полугода, иначе ее отменят полностью. Несправедливыми, в частности, посчитали суммы крупного и особо крупного размеров ущерба — 1,5 и 6 млн рублей соответственно. Это более чем в шесть раз выше соответствующих планок по статье за обычное мошенничество.
Статья 159.4 появилась в Уголовном кодексе в 2012 году в рамках декриминализации экономических статей. В отличие от статьи 159, которая описывает мошенничество в более широком смысле, статья о мошенничестве в сфере предпринимательства содержит более мягкие наказания — максимальный тюремный срок в 5 лет вместо 10. Она также конкретизирует состав преступления — преднамеренное неисполнение договорных обязательств. Классическая статья о мошенничестве подразумевает "хищение чужого имущества путем злоупотребления доверием". Кроме того, внесенные тогда же поправки в УПК запрещали арестовывать подозреваемых на время следствия.
Одновременно, в 2012 году, появились еще пять новых статей о мошенничестве в других сферах: кредитования, получения выплат, использования платежных карт, страхования и компьютерной информации. По всем ним максимальный срок заключения такой же, как при обычном мошенничестве — 10 лет.
Запрос в Конституционный суд еще летом направил судья Салехардского горсуда Данила Яковлев. По его мнению, статья дает предпринимателям привилегии, что нарушает принцип равенства перед законом. Он ссылался на дело из собственной практики. В 2007-2008 годах предприниматель заключал договоры о поставке строительных материалов и выполнении подрядных работ. В итоге он, по мнению следствия, обманным путем присвоил почти 7,5 млн рублей, переданных ему клиентами. Изначально его действия расценили как мошенничество в особо крупном размере (часть 4 статьи 159), что грозило 10 годами тюрьмы. После прокурор подал ходатайство о переквалификации обвинения по статье 159.4.
"Проект изменений готовил тогда комитет Госдумы по законодательству, а уже потом в него кто только не вмешался, — вспоминает председатель коллегии адвокатов "ЮрКонсалт Интернешнл" Ерлан Касенов. — Вот знаете, есть хороший продукт, а потом к нему то пришивают что-то, то отрезают. В общем, я не удивлен, что там есть недостатки, которые приводят к тому, что уже принятый закон, отличающийся от законопроекта первоначального, признается несоответствующим Конституции".
Суд при этом признал, что конкретизация уголовной ответственности с учетом интересов предпринимателей Конституции не противоречит. Не шло речи и о введении в УПК права арестовывать на период следствия. Еще одна цель решения высшего суда — разделить случаи, когда был нарушен договор, о чем, собственно, говорится в изменяемой статье, а когда сделка лишь прикрывала мошенничество. Скажем, обман дольщиков это по сути то же самое неисполнение договорных обязательств.
Критиковать решение высшего суда в РФ для практикующего юриста — дело неблагодарное, однако постановление КС лишь усилит тревожность в бизнес-среде, которая сейчас и без того накалена. Дело и в общей экономической ситуации, и в принятии закона о контролируемых иностранных компаниях, отмечает управляющий партнер "Дювернуа Лигал" Егор Носков. Момент выбран неудачно, бизнес сейчас и без того мигрирует за границу, а те, кто еще недавно планировал открыть свое дело, передумали. Парадокс, по словам юриста, в том, что какого-то серьезного влияния на правоприменительную практику постановление КС не окажет.
"Следственные органы эту статью старательно избегают: нет достаточного количества следователей, которые обладают профильными знаниями, — говорит Егор Носков. — К тому же, "классическое" мошенничество им использовать удобнее, потому что предпринимателя можно арестовать, что мотивирует его на дачу признательных показаний. А признание, как известно, царица доказательств".
За два года своего существования статья не получила широкого распространения в следственной практике. Во многом благодаря опыту по доказыванию преступлений по статье за обыкновенное мошенничество. В 2013 году по новой статье осудили всего 290 человек, реальные сроки получили лишь 39. По статье 159 осудили почти 20 тыс. человек, в среднем они получили по 3 года лишения свободы.
По закону, отреагировать на подобное постановление Конституционного суда в правительстве должны в течение 6 месяцев. За этот срок кабинет министров  должен внести в Госдуму законопроект с изменениями. Подобные инициативы в нижней палате парламента должны рассматривать вне очереди. На этот же раз за полгода документ должен пройти весь путь — от собственно разработки до вступления в силу. Иначе статья 159.4 утратит силу без всяких оговорок, говорится в постановлении КС. Учитывая скорость разработки и принятия разных законопроектов, сомневаться, что статья в Уголовном кодексе останется, не приходится.