Управляющий партнер Rightmark Group Александр Рассудов - о том, почему предприниматели в России становятся вымирающим видом.
Проблема сегодня одна для всех – неопределенность. Иностранные инвесторы даже не уходят, а просто убегают из страны, потому что не понимают наших правил игры. Наши инвесторы, которые, казалось бы, давно усвоили, что главное правило — это отсутствие всяких правил, тем не менее переживают состояние близкое к шоку. Стабильность, за которую голосовало большинство на выборах президента, осталась лишь в воспоминаниях, поспешность политических и, наоборот, отсутствие здравых экономических решений настолько дестабилизировали ситуацию, что предприниматели в России уже реально становятся вымирающим видом.
Нам говорят санкции и антисанкции это благо для нашей экономики, потому что благодаря им мы, допустим, поднимем собственное сельское хозяйство. Но, например, запрет на ввоз лосося не привел к росту добычи на Дальнем Востоке. Ритейлеры, работающие в центре России, закупают лосось на Фарерских островах, несмотря на то, что большая часть холодильников в портах Приморья затоварена ранее выловленным лососем, а для хранения сельди, промышленный лов которой начался совсем недавно, уже не хватает холодильных мощностей. Причинами такой ситуации являются и трудности логистики, и ценовая политика российских поставщиков, которым из-за административных барьеров и курсовых разниц сейчас выгоднее поставлять российскую рыбу на экспорт.
Далее, если посмотреть бюджет страны на 2015–2016 годы: то ни о какой кардинальной поддержке сельхозпроизводителей там речи не идет. Увеличение финансирования предусмотрено для оборонной промышленности, для силовых структур, для бюрократического аппарата— но они не производят добавочную стоимость. А сельское хозяйство, наука, медицина, образование — по ним финансирование урезается.
При этом финансирование расходов на чиновников, силовиков, пенсионеров, по сути, возложено на предпринимателей. Вместо стимулирующих экономику мероприятий принимаются решения об увеличении налогового бремени, также растет число дополнительных косвенных отчислений и затрат. Если бы у нас все затраты сегодня ограничивались только тем, что написано в законах, их можно было бы заранее учитывать при принятии решений, а так, в большинстве случаев инвестор находится на тонком льду неопределённости – пронесет или не пронесет? и если не пронесет, то к чему готовится? .
Возьмем в качестве примера возложение на инвесторов-застройщиков обязанности по созданию инженерной и социальной инфраструктуры. Возложение этой обязанности на застройщика носит непредсказуемый и индивидуальный характер, поэтому довольно часто объем затрат не может быть им детально установлен при расчете показателей будущего проекта. Кроме того, индивидуальный характер такой обязанности порождает условия для недобросовестной конкуренции, когда на одного застройщика такая обязанность может быть возложена, а на другого нет.
К сожалению, правовое закрепление и регламентация такого «инфраструктурного налога, сбора» отсутствуют, в результате этого на сегодняшний день не существует механизма, позволяющего заранее рассчитывать издержки инвестора исходя из закладываемых им параметров проекта. Кроме того, отсутствие законодательного закрепления названного «инфраструктурного сбора» породило проблему с созданием социальной и инженерной инфраструктуры только за счет чистой прибыли застройщика.
В данном случае печалит и тот факт, что, несмотря на существование вышеуказанной проблемы уже в течение нескольких лет соответствующие поправки в 214-ФЗ, так до сих пор и не приняты.

