Четвертый вид любви

Владимир Путин заговорил о любви, сообщив, что превыше всего почитаться должна любовь к Отчизне. Кроме известного анекдота, это высказывание должно напомнить гражданам о преходящести курсов валют.

Выступая на очередном съезде Русского географического общества, президент, кроме положенных теплых слов в адрес активистов-географов, неожиданно заключил, что "в любви вообще заключается весь смысл жизни, бытия". "Это и любовь к семье, к детям, к Родине. Это такое многообразное явление, которое в основе всякого нашего действия находится. И вот, если мы с вами сможем совместной работой возродить и укрепить любовь к Отечеству, это как раз та сверхзадача, к которой мы должны стремиться, и я уверен, просто абсолютно убежден в том, что нас ждет успех", — так напутствовал Владимир Путин не только присутствующих, но и всех россиян, запутавшихся в последнее время в поисках смысла бытия.
По большому счету, можно было бы ограничиться цитированием известного советского анекдота. "В середине 70-х годов на дверях сельского клуба появляется объявление: "Сегодня лекция "Виды любви". Показ слайдов." Естественно, набивается полный зал. Выходит лектор и начинает: "Первый вид любви — это любовь мужчины и женщины". Из зала крики: "Слайды! Слайды!" Лектор продолжает: "Второй вид любви — это любовь мужчины и мужчины". Народ требует слайды, но лектор делает вид, что не замечает: "Третий вид любви — это любовь женщины и женщины". Селяне еще громче: "Слайды давай!" Лектор: "А четвертый вид любви — это любовь к Родине. И вот теперь — слайды".
Но как сам визит Путина в РГО призван, видимо, показать, что на санкциях свет клином не сошелся, и в жизни есть еще много интересного, так и проповедь о любви (а поскольку съезд проходил в главном здании МГУ на Воробьевых горах, то и проповедь можно в определенном смысле назвать "Нагорной") должна напомнить россиянам о том, что среди неопределенности — и даже у кого-то, может быть, паники — по поводу скачков курса валют и экономического спада нужно думать не о желудке, а о возвышенном.
Кроме того, читатели и зрители новостей теперь знают, что в основе всякого действия президента и, наверное, правительства лежит именно любовь. Во-первых, к Родине, а во-вторых, к детям, под которыми фигурально должны пониматься все россияне, одна семья, дети Путина. И как всякий влюбленный, Путин настойчиво добивается абсолютной взаимности. Высказывание, конечно, сейчас прозвучало не очень скромно, ведь от Вячеслава Володина мы недавно узнали, что Россия — это Путин, а значит, любовь к Родине — в известном смысле любовь к Путину, которая хотя и велика, но все-таки укреплять ее надо каждодневным трудом.
Философские словари, правда, утверждают, что любовь нельзя произвольно ни вызвать, ни прекратить, и она и так изначально является максимальной ценностью для человека. То есть государственная сверхзадача по укреплению любви представляется несколько размытой. Она или есть, или нет. Главное здесь не перестараться, так как  Сартр или Фромм, например, указывали на то, что чрезмерная любовь нередко приводит к мазохизму, стремлению подавить партнера, взять его под контроль и спокойно может обернуться в итоге ненавистью.