В Петербурге растет число магазинов, торгующих халяльными продуктами

Автор фото: Александров Николай/ТАСС

Рост числа мусульман расширил рынок конфессиональных товаров и услуг. Халяльные продукты стали брендом, способным конкурировать с экопродуктами. В городе около 200 предприятий, торгующих халялем.

В Петербурге, по данным муфтия Равиля Панчеева, сегодня насчитывается 800 тыс. мусульман. На полках петербургских магазинов появилось множество халяльных продуктов: мясо, птица, яйца и даже косметика. Приобретают их не только мусульмане, но и обычные покупатели, так как считают более экологически чистыми. Халяль — в переводе с арабского "разрешенный". "В современном мире данный термин обрел более широкий смысл. Говоря о халяле, многие мусульмане подразумевают безопасный для здоровья человека продукт или одежду", — рассказывает имам–мухтасиб Санкт–Петербурга Мунир–хазрат Беюсов.

Производство

В Петербурге пока не много халяльных ферм: первыми на рынок вышли московские производители халяля еще в начале 2000–х. Поэтому немногочисленные халяльные хозяйства Ленинградской области сразу почувствовали востребованность своей продукции на местном рынке. ООО "ФХ МУСЛИМ" в Гатчинском районе начало работу в 2013 году. В месяц хозяйство продает 130 т мяса крупного рогатого скота (КРС) и 50 т — мелкого рогатого скота (МРС). Ирина Швец, генеральный директор ООО "ФХ МУСЛИМ", говорит: "К концу 2014 года планируем увеличить показатели до 200–220 т мяса КРС и 100 т МРС".
Бадал Исмаилов, коммерческий директор ООО "Агроснаб" (оптовый склад на ул. Салова), поставляет мясную продукцию по городу и области. Товарооборот компании по сравнению с 2013 годом увеличился на 25%. В неделю реализуется 1,5 т халяльного мяса. "Падение платежеспособности у постоянных клиентов из–за кризиса компенсируется приходом новых покупателей", — рассказывает Бадал Исмаилов. Халяльную курицу и индейку привозят из регионов либо импортируют. Местные крупные птицефермы отказываются производить халяльную курицу и яйца — это требует дополнительных затрат (корм по правилам халяля не может содержать химии, продуктов животного происхождения, например костной муки, а забой должен соответствовать требованиям религии). Из крупных игроков отреагировать на запросы покупателей рискнула компания "Роскар". Максим Жемчужников, коммерческий директор ООО "Роскар", говорит, что несколько лет назад компания решила пойти навстречу мусульманам. "Халяльные яйца составляют около 2% от общих поставок яйца — это 1 млн штук яиц в месяц", — сообщил специалист.
Крупнейшие поставщики и производители халяльной продукции — колбасных изделий, говядины и баранины — расположены в Москве. ООО "Сафа", ООО "Халяль–Аш", ООО "МОС–ЭТ" (торговая марка "Эколь") и ООО "Экопрод" поставляют продукцию в Петербург, ориентируясь на супермаркеты и оптовые склады.
Халяльную птицу производят ЗАО "Приосколье" (Белгородская область), ОАО "Майкопская птицефабрика", ООО "Челны–Бройлер" (Татарстан) и подмосковное ЗАО "Элинар–Бройлер".
Равиль Исмуков, официальный представитель ООО "Экопрод" в Петербурге, говорит, что по сравнению с прошлым годом оборот компании увеличился на 20%. Общую динамику роста рынка на примере своей компании подтверждает Ибрагим Насыров, генеральный директор ООО "Сафа": "Наблюдается устойчивый рост 15% в год. В бизнесе работаю 11 лет и вижу, что конкуренция ежегодно нарастает". Однако, как отмечает Ибрагим Насыров, конкуренцию в основном составляют московские компании.

Торговля

Самые крупные точки торговли продукцией халяль — возле Соборной и Коломяжской мечетей. Отделения халяль есть на всех крупных рынках города: на Хасанском рынке — два, в Апраксином дворе — два, на Сенном рынке — четыре. Свой первый магазин халяль–продукции в Петербурге Исса Кодзоев открыл в 2003 году. Сейчас у Иссы два магазина, один из которых находится рядом с Коломяжской мечетью. "Раньше понятия "халяль" в городе не знали. Сейчас 50% покупателей в моем магазине — русские. Люди стали разбираться в качестве продуктов халяль, а растущая конкуренция удовлетворяет их потребности", — говорит предприниматель. В неделю магазин продает 700–800 кг говядины, ежемесячный оборот — 1,2 млн рублей.
Мирза Амиров, генеральный директор ООО "Халал–Продукт", рассказывает, что магазин реализует 15–20 говяжьих туш в месяц, 500 кг куриного мяса и от 800 кг до 1 т баранины. "С курицей и колбасой тяжело, — сетует бизнесмен. — В городе и области нет производств. Хранение охлажденной курицы халяль — 5 дней. На доставку уходят 2 дня, и мне остается 3 дня, чтобы реализовать продукт. Дальше — просрочка". Негативные последствия увеличения конкуренции почувствовал на своем бизнесе и владелец халяльного магазина Дмитрий Пулеха. "Даже в 2009 году спрос на продукцию упал только на 10–15%. Сейчас показатель доходит до 20%. Возможно, стало меньше мусульман, возможно, упала платежеспособность населения", — размышляет предприниматель.

Кафе и рестораны

Халяльных кафе и ресторанов в Петербурге больше сотни. Изначально заведения ориентировались исключительно на клиентов–мусульман, с годами халяльная пища завоевала как российского, так и европейского потребителя.
Алтай Мамедов, директор ООО "Анталия", турецкого кафе, рассказывает: "Больше 60% постоянных клиентов — русские, доля туристов–мусульман — 20–30%". Первым делом туристы из мусульманских стран требуют у туроператоров найти халяльную кухню в Петербурге. "Мы сотрудничали с туроператором "Верса" и предоставляли туристам из Марокко и Турции возможность есть привычную для них еду. Сейчас из–за банкротства туроператора и несезона мусульманских туристов стало меньше", — добавил владелец кафе.

Рынок и потребители

Годовой оборот рынка халяльных продуктов в Петербурге эксперты оценивают минимум в 3,6 млрд рублей. Ежегодно в России производство халяльной продукции увеличивается на 30–40%. В среднем мясо халяль дороже обыкновенного на 5–7%. Рынок потенциально ориентирован на мусульман, которые проживают в Северной столице. Однако, как подчеркивают специалисты индустрии, спрос на халяльную пищу растет благодаря клиентам, которые покупают ее не только из религиозных предпочтений.

Сертификация

Производство халяльной продукции государством не регулируется. Любой изготовитель может написать на упаковке слово "халяль". Чтобы обезопасить покупателей от подделок, мусульманские духовные организации берут контроль в свои руки. Равиль Панчеев, председатель духовного управления мусульман Петербурга и Северо–Западного региона РФ, сообщил, что в ближайшее время он планирует создать комитет, который займется контролем соблюдения стандартов халяль и выдачей сертификатов, подтверждающих право называть продукцию халяльной. "Мы прорабатываем вопрос создания в составе духовного управления комитета по стандартизации халяльной продукции. Сейчас подготавливаем уставные документы. Будем следить за качеством халяльной продукции в нашем регионе", — сказал Равиль Панчеев.
Хакимжон Казиев, основной владелец компании "Продукты СПб", сообщил, что сейчас решается вопрос финансирования деятельности комитета. Планируется, что к работе он приступит в I квартале 2015 года. "Равиль Панчеев предложил мне пост председателя комитета", — уточнил предприниматель.
К слову, в Петербурге уже существует организация, выдающая подобные сертификаты. Ибрагим Туктаров, генеральный директор ООО "Стандарт Халяль", пояснил, что "по существу, организация является петербургским отделением Международного центра "Халяль" Совета муфтиев России, расположенного в Москве". Необходимость создать собственный комитет стандартизации Равиль Панчеев объяснил тем, что в Петербурге не признают легитимность московского комитета. "Смысл не в зарабатывании денег, а в том, чтобы защитить интересы мусульман", — добавил Панчеев. Предприниматели по–разному относятся к эффективности подобных сертификатов, но в один голос заявляют, что нормы халяль должны соблюдать все, кто участвует в этом бизнесе. К слову, получившие сертификат бизнесмены неохотно раскрывали стоимость услуги или отказывались делать это вовсе. Так, мнения клиентов о цене сертификата разнятся от "совершенно бесплатно" до "25 тыс. рублей за сертификат".
В Международном центре "Халяль" сообщили, что стоимость сертификата обговаривается в каждом конкретном случае на условиях, комфортных для бизнеса. А сама процедура включает в себя выезд специальной комиссии, которая после выдачи сертификата в дальнейшем проводит внеплановые проверки предприятия, получившего документ.
15 лет назад в Петербурге не было такого количества мусульман и не было, соответственно, халяльной продукции. Все идет от спроса, сейчас в городе появились сотни тысяч мусульман–потребителей — узбеки, таджики, дагестанцы, азербайджанцы и другие народы, которые хотят придерживаться своих традиций, беречь их. Значит, кто–то может зарабатывать на этом и начинает производить халяльную продукцию. Даже крупные производители. Я лично знаю очень популярные халяль–рестораны, кафе, где вечером яблоку негде упасть, — есть и традиция совместной трапезы, многие ее придерживаются. Я сам, например, когда был 2 недели в Таиланде, вообще не мог ничего есть, поэтому ходил только в рестораны русской кухни. Так традиции двигают торговлю, общепит и производство.
Ашот Эфендиев