Ангела Меркель заявила, что не видит основания для отмены санкций в отношении российских компаний: именно отмены ждали в России последние недели, и для этого вроде бы было много сделано. Но Путину по-прежнему не верят.
Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что санкции Евросоюза в отношении России должны остаться в силе. По ее словам, прекращения огня между украинской армией и ополченцами на Донбассе в реальности не наблюдается. "Если убито больше 200 человек, нельзя сказать, что перемирие соблюдается", — сказала Меркель. Кроме того, ее беспокоят выборы в самопровозглашенных республиках, намеченные на 2 ноября.
На отмену санкций, принятых Евросоюзом летом, в России надеялись, хотя и старались не показывать вида. Еврочиновники обещали пересмотреть вопрос через три месяца, оптимистичные прогнозы делали и некоторые европейские аналитики.
Москва предпринимала шаги для этого — с одной стороны, работая с теми странами Европы, которые меньше всего заинтересованы в торговых ограничениях, такими как Финляндия или Чехия, в итоге в первую очередь оттуда пошли предложения об отмене санкций, но то же самое говорили некоторые политики и в других странах, включая Германию. С другой стороны, пострадавшие бизнесмены и компании начали обращаться в международные суды, оспаривая санкции — вслед за "Роснефтью" и Аркадием Ротенбергом в Суд Евросоюза обратился "Сбербанк". И Владимир Путин, и Дмитрий Медведев сменили риторику на более мягкую и усиленно говорили о том, что иностранным бизнесменам санкции невыгодны, что они даже извиняются за них, из чего следовал вывод, что еще немного, и под давлением бизнеса санкции отменят.
Наконец, Кремль демонстрировал готовность к компромиссу непосредственно на юго-востоке Украины. Владимиром Путиным был отдан приказ от отводе войск с учений из Ростовской области. На Донбассе начался обмен пленными, что предусматривалось минскими соглашениями. Несколько сотен человек обменяли, хотя и Киев, и ополченцы довольно быстро принялись обвинять друг друга в срыве процесса. Точно так же они обвиняют друг друга в нарушении режима прекращения огня. Почти сразу после подписания соглашений, 5 сентября, начались новые бои за аэропорт Донецка, многие полевые командиры заявили, что не признают соглашений, так что с формальной точки зрения Меркель права — стрельба продолжается. Однако крупномасштабных наступлений все-таки в прошедшем месяце не было.
Однако все это, видимо, не убедило Берлин, играющий главную роль в ЕС. Несколько дней назад Путин провел многочасовую встречу с Меркель в Милане, и Кремль назвал итоги "позитивными", но констатировал, что "серьезные расхождения во взглядах" остались. Наряду с некоторыми достижениями в мирном процессе есть и полные провалы, например, украинские пограничники так и не смогли вернуться на границу в Донецкой и Луганской областях. Не увеличено количество наблюдателей ОБСЕ в регионе, хотя та группа, что есть, и признала улучшение обстановки. На руку Москве играло и обвинение Киева со стороны Human rights watch в применении кассетных бомб.
Проблема в том, что в Брюсселе и Вашингтоне уверены, что Россия полностью контролирует ополченцев, в то время как Москва доказывает, что это не так, и это похоже на правду. Во всяком случае, судя по новостям, в ДНР и особенно ЛНР действуют множество группировок, зачастую даже конфликтующих между собой. Паника первых месяцев улеглась, иностранные поставщики продуктов нашли схемы реэкспорта через ту же Белоруссию, а российские власти сняли запрет на поставки безлактозного молока, и видимо, в Европе решили, что никаких опасных последствий от торговых войн уже не будет. Ситуация более-менее успокоилась, во всяком случае, о новых санкциях речи не идет, хотя в августе, например, стороны обменивались угрозами.
Интересно, что почти сразу после заявления Ангелы Меркель о том, что отмена санкций не стоит в повестке дня, от Кремля последовало сообщение о телефонном разговоре Путина и Меркель. "Президент России акцентировал внимание на необходимости деэскалации обстановки в Донецкой и Луганской областях, прежде всего путем реального прекращения огня, обеспечения безопасности вдоль линии разграничения противоборствующих сторон и оказания срочной гуманитарной помощи", — говорится в сообщении. Лидеры двух государств договорились провести в ближайшее время еще одну встречу Контактной группы по Украине, через пять дней пройдут переговоры в Брюсселе с участием представителей Украины, России и ЕС.
Судя по всему, Россия, столкнувшаяся с проблемами в экономике, сейчас больше заинтересована в прекращении конфликта и компромиссе, но все-таки не может полностью отказаться от поддержки ополченцев. Пока относительный мир держится, но непонятно, что будет, если Киев, например, решит развернуть активное наступление на Донецк. Но у Европы запас прочности, кажется, выше, и от Путина будут медленно, но верно требовать реальной сдачи ДНР и ЛНР. Но после этого наверняка придется заново обсуждать и судьбу Крыма, так что эффект может получиться обратный.