Петербургский ученый создал бизнес с миллионными оборотами на технологиях по энергосбережению

Автор фото: ЕВГЕНИЙ ЛУЧИНСКИЙ

Петербургский ученый Валерий Залетин создал бизнес с миллионными оборотами на технологиях по энергосбережению. Его компания из 20 человек выпустила уже 5 тыс. обогревателей нового типа и собирается совершенствовать свою продукцию, а также выходить с ней на европейские рынки.

Валерий Залетин занимался научно–исследовательской работой в структурах ВМС РФ, работал в сфере эксплуатации сложной электроники. В начале 2000–х гг. он с друзьями основал компанию, которая занималась загородным строительством.
Клиенты компании часто говорили, что обогревать коттеджи без использования газа и подключения к центральному отоплению сложно. В итоге Валерий Залетин придумал новую систему электрического отопления помещений, которая могла бы значительно сокращать расходы электроэнергии. Идея была в том, чтобы использовать внутреннюю поверхность стен как дополнительный источник тепла и теплоизолятор одновременно. Технология была запатентована как электрический плинтусный конвектор "Мегадор".
В настоящее время в компании "Мегадор", расположенной в бизнес–центре "Технопарк", работают 20 человек. Производство и склад занимают более 200 м2. Здесь выпускается до 5 тыс. обогревателей в год. В 2013 г. было продано более 4,4 тыс. изделий, в этом году планируется продать более 11 тыс. Ожидается, что оборот составит около 30 млн рублей. В 2015 г. предполагается продать 35 тыс. обогревателей, а при реализации долгосрочных планов — поставок продукции в страны ЕС — довести объем производства до 100 тыс. единиц в год.

У теплой стены

Валерий Залетин начал проектирование плинтусного конвектора в 2009 году, через 2 года был закончен первый прототип, который устанавливается у стены или крепится на нее. При работе обогревателя внутренняя поверхность стены нагревается и превращается одновременно в теплоисточник и теплоизолятор. "Исследования и разработка позволили получить принципиально новый тип источника тепла — двухфазный теплогенератор, — говорит Валерий Залетин. — Его принцип действия кардинально отличается от того, который заложен в основу работы используемых в настоящее время нагревательных элементов для обогревателей". Суть изобретения заключается в специальном устройстве, сконструированном таким образом, что тепла выделяется в 1,8 раза больше, чем затрачивается электроэнергии. То есть при подведении 100 Вт электроэнергии выделяется 180 Вт тепла. Ближайший показатель у конкурентов — 0,98.
Предприниматель начал проектирование конвектора в 2009 г. Затем к нему обратился первый частный инвестор с предложением построить собственное производство и расширить линейку отопительных устройств. Вложения составили $300 тыс. В начале 2013 г. "Мегадор" нашел нового партнера — Игоря Дубинникова, который ранее руководил компанией EnerZ (разработка и производство систем накопления энергии). Тогда "Мегадор" нуждался в оборотном капитале и планировал расширять поставки дилерам по всей стране. Игорь Дубинников лично и через основанный им фонд AAA Trust инвестировал в "Мегадор" $400 тыс.

Переезд и расширение

В этом году планируется увеличить производственные площади и число сотрудников вдвое. А в середине 2015 г. — переместить производство в центральную часть России. Это позволит упростить логистику, поскольку "Мегадор" продает обогреватели во всех регионах России. "Сейчас инженеры "Мегадора" разрабатывают новую версию обогревателя мощностью 150 Вт (в 10 раз меньше аналогов), которая будет более экономичной. Выпуск новых обогревателей запланирован на 2015 г.", — рассказывает Игорь Дубинников.
Для реализации всех планов — переезда и расширения производства радиаторов — требуется около $4 млн. Идут переговоры с инвесторами. Планируется выйти с продукцией на европейские рынки: по отзывам экспертов, обогреватели вполне конкурентоспособны.

Насыщенный рынок

Рынок бытовых обогревателей в РФ — $100–120 млн в год. По данным компании DISCOVERY Research Group, в 2013 г. было продано 9,5 млн обогревателей, рост составил 15%.
Основные игроки — это компании среднего ценового сегмента: Electrolux (более 30%), Ballu (20%) Timberk (около 10%), а также производители продукции высокого ценового сегмента Noirot (7%), Nobo (8%), Ensto (6%). У трех последних производства расположены в Европе и Скандинавии, у лидеров рынка — в России и в Китае. Доля российских производителей — менее 20%, они представлены на рынке слабо и выпускают в основном небрендированную продукцию. Это в том числе "Эколайн", ООО "Электронагреватели" (Ленобласть), "Теплофон" (Красноярский край), Ижевский завод теплового оборудования (Ballu). "Рынок перенасыщен. Местных производителей крайне мало, и сложно представить, что они смогут значительно расширить свою долю рынка", — говорит менеджер компании "Эколайн" Иван Абрамов.