В Кремле начинают готовить ежегодное послание президента. Традиционная речь на этот раз должна стать особенной. Еще никогда, пожалуй, вопросы, ответов на которые ждут от Путина, не были такими важными.
Администрация президента начала работать над ежегодным посланием президента Федеральному собранию. Пока, как говорит пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, "есть только первые прикидки", и точной даты тоже еще нет, но главная тема наверняка есть, она слишком очевидна.
Ежегодное послание и опять же традиционно следующая за ним большая пресс-конференция Путина — один из опорных элементов внутренней политики современной России. Президент рассказывает, как стране предстоит жить в ближайший год, задавая тон "генеральной линии". В зависимости от обстановки он уделяет больше внимания тем или иным вопросам. До сих пор послания строились по сложившейся схеме: Путин подтверждает внутренние и внешние политические принципы; коротко сообщает о достигнутых успехах в цифрах; анонсирует несколько крупных дорогостоящих проектов; и ставит задачи — в прошлом году это был, например, повсеместный подъем строительства.
Но в новейшей истории России еще не было года, настолько плотно набитого событиями и чреватого последствиями, как 2014-й. Крым-Украина-санкции-экономическое падение-напряжение отношений с Западом — вкратце такая повестка дня, и сейчас от Путина ждут явно не рассказов о муниципальной реформе и повышении качества профтехобразования. А ответов на более важные, определяющие вопросы.
Все последние месяцы политики второго эшелона соревнуются в радикализме запретительных идей на фоне ползущих вниз экономических показателей, и даже сам Путин накануне обозначил возможность секвестра: "Как бы не пришлось нам пересматривать бюджет в сторону сокращения расходов", сказал он накануне. Хотя тут же поправился, мол, на самом деле бюджет хоть и напряженный, но реалистичный, но вопрос, что на самом деле ждет бюджет, остался открытым.
Премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью телеканалу CNBC сказал, что перезагрузка отношений с США сейчас — в условиях санкций — "абсолютно невозможна" и призвал, по сути, отменить их, объяснив, что они все равно не дадут эффекта. Путин, очевидно, подтвердит эту позицию, но все-таки он может, например, дать понять о готовности к переговорам, а может заявить об их невозможности.
Путина критикуют и справа, и слева — либералы за реакционные методы управления, ведущие в болото позднесоветских времен, патриоты, наоборот, за нерешительность в деле поддержки ополченцев на Донбассе. Все они хотели бы услышать от Путина, какой курс будет избран в 2015 году, что сделают Кремль и Белый дом для борьбы с инфляцией и укрепления рубля, введут ли налоговые льготы или, наоборот, новые налоги (кажется, послание — лучший момент, чтобы окончательно прояснить судьбу введения налога с продаж, например), как будет устроена новая промышленная политика, которой наверняка в послании уделят немало места, последуют ли новые запреты и ограничения во внутренней политике. Обо всем этом нужно сказать ясно.
В конце 2013 года dp.ru предположил, что главным событием 2014 года станет выбор: "либо шагнуть в сторону западных стандартов, либо продолжать идти по "особому пути". Выбор, кажется, был сделан, но теперь, в итоговом выступлении Путина, его нужно закрепить и сформулировать.