"Деловой Петербург". Запретный ввоз

Автор фото: Евгений Асмолов

Обмен экономическими санкциями между Россией и Западом ускорил падение оборотов транспортных компаний — в августе объем импорта сократился на 16%.

Из–за введенного Россией в начале августа эмбарго на ввоз продовольственных товаров из стран Европейского союза, США, Австралии, Канады и Норвегии спрос на логистические услуги по многим импортным грузам практически исчез, отмечают опрошенные "ДП" участники рынка.
На долю продуктов питания из запрещенных стран приходилось примерно 20% всего импорта. Пострадали прежде всего фирмы, специализирующиеся на перевозке контейнерных грузов. Впрочем, предприниматели надеются в начале следующего года выстроить новую логистику импорта и восстановить объемы.

Постсанкционная отгрузка

В августе, согласно данным Федеральной таможенной службы, общее падение объемов импорта всеми видами транспорта из стран дальнего зарубежья по сравнению с июлем составило 16%, до $20,5 млрд. Самое большое падение зафиксировано в таких товарных группах, как молочная продукция (–56%), мясо птицы (–46%), свинина (–44%). До введения санкций все три группы демонстрировали стабильный рост.
Негативно отразились на товарообороте и санкции западных стран в отношении России: европейские грузоотправители стали тщательнее проверять своих российских контрагентов.
Даже иностранные перевозчики, которые раньше не интересовались, кому идет груз, теперь ужесточили правила оформления перевозочных документов, в частности требуют дополнительную информацию о компании–получателе. Неожиданно возникающие бюрократические проволочки замедляют товародвижение, а иногда приводят к срыву контрактов. "На протяжении нескольких лет мы возим из США запчасти для нефтегазодобывающей промышленности. Сразу после вступления в силу первого пакета санкций в отношении России все отгрузки нашего клиента остановились, поскольку сотрудники американского поставщика просто не знали, что делать. Мы потратили около 2 недель, для того чтобы согласовать первую "постсанкционную" отгрузку: нашему клиенту пришлось написать несколько писем о том, что данное оборудование не предназначено для бурения на шельфе. Другому клиенту, занимающемуся деревообработкой, заблокировали отгрузку деревянных скребков из Германии. В последнем случае контракт сорвался", — рассказали в транспортной компании 2Cubes. Заметно лучше обстоят дела у компаний, специализирующихся на перевозке наливных, насыпных грузов (нефть, зерно и т. п.) по железной дороге.
Согласно данным РЖД , темпы падения погрузки в августе замедлились на 1,5%, хотя в предыдущие 3 месяца погрузка сокращалась ежемесячно в среднем на 3% из–за снижения внешнего спроса на основные экспортные товары России: нефть, нефтепродукты, уголь, черные металлы, руду вследствие сложной экономической ситуации в мире. Картину изменил рекордный урожай зерновых. В августе Россия обновила рекорд ежемесячного экспорта зерна — его вывоз утроился по сравнению с 2013 годом и превысил отметку 4,6 млн т.

До Нового года

Почти все перевозчики уверены, что снижение спроса на услуги логистических компаний из–за осложнения геополитической обстановки — явление временное, до конца года импортные перевозки, вероятно, продолжат сокращаться, но после выстраивания новых логистических схем объемы международной торговли восстановятся. Если, конечно, этому будет благоприятствовать общеэкономическая ситуация. Падение потребительского спроса началось примерно в середине прошлого года, отмечает Сергей Прошин, заместитель генерального директора группы "Вента", введение санкций, конечно, подлило масла в огонь, но и без них обороты компаний сокращались бы из–за тяжелой экономической ситуации как в России, так и за ее пределами.
На непростую экономическую ситуацию посетовали и в компании "Модуль" (один из крупнейших игроков на рынке контейнерных перевозок). Так, из–за снижения внутреннего спроса на автомобили падает ввоз автокомпонентов, автомашин, промышленного оборудования, отмечают в компании. Но, несмотря на сложную конъюнктуру, в компании рассчитывают нарастить выручку по итогам года.
"Спрос на услуги доставки сборных грузов пока не упал. Так что мы пострадали не так сильно, как перевозчики контейнеров. Однако ожидаемого роста выручки не наблюдается. Мы прогнозировали, что наш оборот по итогам года увеличится на 20%. Но уже сейчас понятно, что достигнуть таких темпов не получится, пока держимся на уровне прошлого года", — говорит Андрей Гетманский, советник по развитию и стратегическому планированию компании "Деловые линии".