Теплосети в ожидании светлого будущего

Автор фото: Тихонов Михаил

Накануне нового отопительного сезона чиновники по традиции пообещали, что уж в этом году все системы будут работать без сбоев и аварий. Верится в это, как обычно, с трудом: проблема с прорывами труб и затяжными ремонтами из года в год не меняется.

В Смольном преисполнены оптимизма по поводу грядущего отопительного сезона. Несмотря на износ 50% коммунальной инфраструктуры Петербурга и многочисленные затяжные ремонты с ограничением движения на месяцы, чиновники почему-то уверены, что ситуация налаживается. Как рассказал вице-губернатор Петербурга Владимир Лавленцев, город разработал программу, основанную на принципах "Стратегии-2030", и она поможет решить проблемы с теплоэлектроснабжением и развитием коммунальных систем.
В следующем году, чтобы реконструировать изношенные городские трубы, нужно 80 млрд рублей, оценивает Владимир Лавленцев. Предусмотрено выделение десятой части этой суммы. "Ежегодно мы должны ремонтировать 6% общей протяженности устаревших труб. По тепловым сетям этот норматив выполняется наполовину, по сетям водоотведения показатель еще в пять раз меньше", — говорит вице-губернатор. В то же время он обещает, что в городе будут закрывать котельные с низким КПД, в первую очередь, котельные в Кронштадте, и строить новые.
Всего в энергосистемы города до 2020 года планируется вложить 400 млрд рублей, из них 283 млрд рублей (это около 70%), должны быть внебюджетными средствами. Но под внебюджетными средствами имеются в виду не только частные инвестиции, но и деньги, полученные от компаний в виде платы за подключение.
"Что касается инвесторов, их интересует, прежде всего, тариф, то есть, грубо говоря, гарантия от города. В рамках этой гарантии доходность должна быть не менее 15-20%. В эту сферу не может прийти инвестор, который комплексно решит проблему и будет получать доход как операционная компания, управляющая процессом", — отмечает Лавленцев. По его словам, самое вероятное инвестирование для теплосетей — по системе, уже отработанной с "Петербургтеплоэнерго", когда компания производит реконструкцию на свои деньги, а потребители отдают их через тарифы в течение 15-20 лет. "В этом году в феврале мы будем смотреть инвесторов на теплосети", — сказал он, имея в виду какую-то альтернативу единственному пока инвестору в этой отрасли — "Газпрому".
Однако остается неясным, что именно привлечет инвесторов. Вице-губернатор смог назвать только два параметра: долгосрочная тарифная модель и гарантии доходности от города. Правда, по сути, это одно и то же. При этом инвестор еще должен будет дать определенные обещания конечному потребителю: "объяснить, что вода станет чище, напор выше и так далее". В то же время, как уже рассказывал dp.ru, "Газпром" как инвестор уже охладел к проектам ОАО "Теплосеть Петербурга" по вложению 60 млрд рублей, и город пришел к необходимости выкупить компанию.
История там непростая: 75% ее акций у ОАО "ТГК-1", 52% акций которого принадлежит ООО "Газпром энергохолдинг". Но уже совершившуюся было сделку по выкупу городом этих акций заблокировала финская Fortum, которой принадлежит еще 25,66% "ТГК-1". Представители структур "Газпрома" хотели пойти на хитрость, выведя активы "Теплосети" в стороннюю компанию, но чиновники отказались идти по этому пути, сомневаясь в его юридической чистоте.
Кроме "Теплосети СПб", значительную часть городских труб обслуживает ГУП "ТЭК". Сегодня, по оценке Владимира Лавленцева, из 278 котельных ГУП "ТЭК" нужно реконструировать 89, а с низким КПД работает половина. К слову, не хватает чиновникам денег и на объекты "Водоканала". Все необходимые работы на его сетях оцениваются в 280 млрд рублей. "Я не знаю инвестора, готового вложить такие суммы", — говорит Владимир Лавленцев. По его словам, в сентябре пройдут общественные слушания по строительству главной водопроводной станции за 15 млрд бюджетных рублей, после чего начнут искать подрядчика. Но есть и станция на севере города с 80% износом, и на нее не планируют выделять бюджетное финансирование. "До конца года, думаю, мы уже сможем более конкретно говорить об инвесторах", — говорит Владимир Лавленцев.
К обещаниям о светлом будущем энергосистемы города в Петербурге уже привыкли. На практике ситуация до сих пор не изменилась: состояние теплосетей оставляет желать лучшего, ежегодно прорывает десятки теплотрасс, а в кипятке обвариваются случайные прохожие. Причем это происходит не только во время отопительного сезона, но и в разгар лета. На вопрос dp.ru о том, сколько прорывов и пострадавших стоит ожидать от будущего сезона, Владимир Лавленцев ответил, что "мы всегда рассчитываем и планируем, что у нас не будет несчастных случаев". В то же время глава комитета по энергетике и инженерному обеспечению Андрей Бондарчук признает, что в прошлом отопительном сезоне на городских трубах было почти 6900 дефектов, то есть в день происходит по несколько десятков. Чаще это не масштабные аварии, а небольшие ремонтные работы, но и то, и другое создает серьезный дискомфорт горожанам и обходится недешево.
Любой дефект требует ремонта, а если он более-менее значительный, участок вокруг трубы огораживают, и его приходится обходить и объезжать месяцами. Причем в последнее время подрядчикам стало сложно предъявить какие-то претензии: если пару лет назад они продолжали работы и не особенно волновались об оформлении соответствующего ордера, то теперь в этой сфере ввели более строгий контроль. Подрядчики начали получать все нужные разрешения. Однако, от того, что работы ведутся с разрешения, суть проблемы не изменилась.
"Контроль сроков и выполнения работ, в том числе на инженерных сетях, это приоритет работы Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ), в соответствии с принципами и приоритетами "Стратегии-2030"", — рапортует начальник ГАТИ Олег Зотов. Он уверяет, что ведомство старается ограничивать сроки, опираясь на реальные потребности тех или иных видов работ. "Долгостроев в городе немало, но это наследство периода, когда большинство работ выполнялось либо самовольно, без получения разрешений, либо не самыми добросовестными подрядчиками. Я думаю, что мы в краткосрочной перспективе эту проблему решим. Мы уже значительно сократили число самовольных работ. В прошлом году наибольшим поставщиком самовольных работ были ресурсоснабжающие организации, в этом году число таких ситуаций сократилось в разы", — говорит он.
Однако на практике все иначе. Достаточно вспомнить только несколько адресов. Например, на Придорожной аллее, 5, в августе шла реконструкция тепловой сети с устройством временной теплотрассы (трубы выносят над асфальтом), хотя накануне там положили новый асфальт. На проспекте Энгельса ремонт теплотрассы тянулся многие месяцы, и до сих пор благоустройство на дороге оставляет желать лучшего. Такая же ситуация на Варшавской улице, где почти полгода прохожие с трудом обходили огороженную временную теплотрассу, а рабочие на этом объекте наблюдались крайне редко. Недавно в очередной раз были продлены работы на Солунской улице, на одном из ее участков движение будет закрыто до конца сентября, а из-за этого сотни жителей Приморского района встают в пробки, если их путь лежит в Выборгский район. Пока в экстренном порядке чиновники не изменили график работ на площади Труда, ремонт там устаревшей теплосети поставил в пробку половину Васильевского острова. Причем, изначально завершить работы на площади собирались к октябрю, но после масштабного скандала из-за пробок сроки сократились до сентября, а затем оказалось, что основные работы можно завершить даже в августе. То есть, если ремонт ведется под пристальным вниманием, то сразу же оказывается, что сделать его можно гораздо быстрее. Но сегодня таким вниманием окружены лишь единичные подрядчики на самых крупных городских объектах.