Артем Члегов Все статьи автора
19 августа 2014, 10:16 2113

"Деловой Петербург". Погрузились на дно

Фото: Тихонов Михаил

Подрядчик строительства порта Усть–Луга Северная дноуглубительная компания банкротится. Причиной проблем стали денежные претензии ФГУП "Росморпорт", которому компания задолжала более 1 млрд рублей за срыв сроков работ.

На ООО "Северная дноуглубительная компания" (СДК), занимавшемся дноуглубительными работами в порту Усть–Луга, началась процедура наблюдения. Причиной проблем компании стали денежные претензии ФГУП "Росморпорт", которому компания задолжала более 1 млрд рублей за срыв сроков работ. Причиной задержек стали частично обрушившиеся причалы нефтяных терминалов "Роснефтьбункера" и "Новатэка". Вину за это нефтяники возложили на дноуглубителей, так как те якобы не соблюдали технику безопасности. Жесткая позиция "Росморпорта" может привести к банкротству и бывшего собственника СДК, холдинг ОАО "Промышленно–строительное товарищество" (ПСТ). ПСТ, обороты которого в 2013 году составили 1,5 млрд рублей, нарушило сроки работ по берегоукреплению в том же порту.

В совет директоров ПСТ входит Николай Израйлит. Это брат Валерия Израйлита, председателя совета директоров ОАО "Компания "Усть–Луга", которое управляет тем же портом. По словам Николая Израйлита, ПСТ продало СДК еще в прошлом году и больше с ним не связано. Но, согласно ЕГРЮЛ, компании по–прежнему принадлежат одной и той же кипрской компании International Ressourses S. A. Эта же компания владеет кингисеппским бетонным заводом ООО "База управления ресурсами". Все три актива еще несколько лет назад принадлежали "Компании Усть–Луга".

Роковые причалы

СДК с самого своего основания в 2003 году была неизменным генподрядчиком всех дноуглубительных работ в порту Усть–Луга, общий объем которых оценивается в 15 млрд рублей.

Обороты компании еще в 2011 году превышали 3 млрд рублей. В 2013 году они сократились до 73 млн рублей при убытках в 1,8 млрд.

Работы по дноуглублению СДК должна была закончить в 2011 году, но из–за обрушения причалов была вынуждена надолго их остановить. После того как в июле 2013 года "Росморпорт" возглавил Андрей Тарасенко, проблемы СДК усугубились. ФГУП подало серию исков о взыскании неустойки за срыв сроков в размере более 3 млрд рублей. Большинство из них суд удовлетворил, но впоследствии подрядчику удалось в судах сократить объем претензий до 1 млрд рублей.

По словам Николая Израйлита, собственники СДК из–за огромных финансовых претензий заказчика еще в прошлом году запланировали банкротство компании. В апреле этого года такой иск подало петербургское ООО "Пассат". А в июле Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти запустил в компании процедуру наблюдения.

Иностранная угроза

В дальнейшем холдинг ПСТ на рынок дноуглубления возвращаться больше не планирует. Он и сам сейчас находится в состоянии конфликта с "Росморпортом". В июле вступило в силу решение суда о взыскании с компании 77 млн рублей за срыв сроков работ по строительству мола и берегоукреплению в порту Усть–Луга. Кроме того, компания задержала сроки еще по одному похожему контракту. Если дальше последует иск хотя бы на 100 млн рублей, компанию придется также обанкротить.

"Возможно, руководство "Росморпорта" специально зачищает дорогу для каких–нибудь других компаний, скорее всего иностранных", — предполагает Николай Израйлит.

"Чаще всего российские компании сами передают заказы иностранным суподрячикам, — говорит гендиректор InfraNews Алексей Безбородов. — Может, Росморпорт решил больше не переплачивать". По его словам, "Росморпорт" в будущем и сам планирует заниматься дноуглублением. Для этих целей он уже строит собственные суда.

В феврале наблюдение началось еще на одном подрядчике порта Усть–Луга, петербургской "дочке" "Трансстроя" Олега Дерипаски ООО "Регион Трансстрой". Компания строила экспортный терминал для "Сибура", но не рассчиталась с субподрядчиками.

В "Росморпорте" на запрос "ДП" не ответили.

На рынке всегда остаются профессионалы своего дела. А иностранный это подрядчик или российский — не важно. Что проку от российского подрядчика, если он срывает контракт, срывает качество работы и у него появляются проблемы? Для нас самое главное — цена и качество. Поэтому у нас в порту Бронка работают и российские, и зарубежные компании. Конечно, при всех прочих равных условиях мы стараемся отдавать преимущество нашим петербургским предприятиям, чтобы вносить свой вклад в развитие городской экономики. Но есть определенные виды работ, где наши западные партнеры в своих технологиях продвинулись намного дальше. А деньги собственников, как известно, на дороге не валяются.
Павел Крупник
советник гендиректора ЗАО "ХК "Форум"
Новости партнеров
Реклама