Взаимоотношения между Россией и Западом охлаждаются с такой скоростью, какой, кажется не ожидал никто. И опасней всего то, что останавливаться никто не собирается.
Стороны обмениваются ударами в режиме теннисного матча. И хотя власти заявляют, что делают все взвешенно и продуманно, скорость принятия решений говорит скорее о каком-то даже азарте.
Запад запрещает своим предприятиям сотрудничать с российскими. Под санкции попали многие отрасли - транспортная, телекоммуникационная, нефтегазовая. Вводятся санкции в отношении банков. В ответ на экономические санкции стран Евросоюза и США Кремль запрещает импорт западных продовольственных товаров. Не раздумывая о том, чем мы заменим импорт. Нет, считается, что обязательно заменим. Свежими, качественными отечественными продуктами. Где-то они прятались до этого, ждали момента. Говорят, запреты "дадут импульс к развитию" сельского хозяйства. Будет ли этот импульс в реальности, какой силы он будет и когда будет эффект, неизвестно. Предлагается поверить на слово. Об изменениях в законы, которые бы упростили положение аграриев, и, если уж так надо, давно дали бы все импульсы, пока не слышно.
Допустим, проблему продуктов в данном конкретном случае мы решим. Опасней то, что останавливаться-то никто не собирается. Никто, ни в Москве, ни в Киеве, ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе, ни в Нью-Йорке, где расположена штаб-квартира ООН, не демонстрирует реального желания мирного решения украинского вопроса, из-за которого все и началось. Следовательно, обмен санкциями продолжится.
Не успели мы переварить запрет на импорт продовольствия, как премьер-министр Дмитрий Медведев рассказывает о новых задумках: запретить транзит авиарейсов над Россией. Представитель Еврокомиссии в Германии Рихард Кюнель немедленно парировал - в таком случае и ЕС запретит транзит российских самолетов.
Читайте также:
Маленькие победы
Желание показать силу становится для правительств приоритетным, так что наверняка и Запад что-нибудь еще нам запретит, и Путин тоже что-нибудь придумает. Ради чего - уже неважно, нет времени объяснять. Точек для приложения усилий много: автомобилестроение, электроника и бытовая техника, транспорт. Сам Медведев, собственно, озвучил: готовы, мол, ввести "защитные меры" в авиастроении, судостроении, автомобильной промышленности. Пострадают в результате, естественно, те, кто никакого отношения ни к Майдану, ни к Донбассу до этого не имел. Но теперь придется. Их номер считается шестнадцатый. Теперь важнее, кто кого переборет, Путин или допустим Обама, но не вполне понятно, что, собственно, люди получат от того, что Кремль покажет миру кузькину мать. Тем более мы ведь ее уже показывали один раз, итог известен, но призрак кузькиной матери силен, он снова бродит по кремлевским коридорам.
Вообще-то, в нашей истории уже был период, и довольно длительный, когда импортозамещение было полным по причине практически полного отсутствия самого импорта. С Запада не ввозились не только продукты, но и текстиль, и машины, и бытовая техника, и вообще все. Казалось бы, вот он импульс-то! Развивать сельское хозяйство и все остальное в отсутствие конкуренции можно было совершенно спокойно. Но почему-то дефицитом был даже несчастный консервированный зеленый горошек, а отсутствие колбасы и мяса породило огромное количество анекдотов. Да и все остальные отрасли по загадочной причине как-то не очень развились - после развала СССР на советские товары массового потребления и смотреть никто не хотел.
Вот объяснять кризисы в случае чего будет проблематично. Поскольку собственными просчетами их, естественно, объяснять не будут, то спишут все на зарубежных врагов. Получится примерно так: проблемы у России начались из-за европейцев и американцев; когда Россия смело бросила Западу вызов и захотела не зависеть больше от него, Запад зловредно решил не вкладывать свои деньги в Россию, и тем самым разрушил российскую экономику из фашистских побуждений.