Малый бизнес выиграет от санкций

Автор фото: Борисов Арсений
Мария Гришберг и её сын Тимка посещают экологически чистые фермы, чтобы договориться о сотрудничестве. Мария Гиршберг, владелица компании «Зеленая ферма» Организовала компанию по доставке натуральных продуктов — молока, мяса, птицы и т.д. с семейных фермерств Ленобласти.

Малый бизнес пострадает от запрета на ввоз продуктов менее всего. Фермеры и торговцы на этом даже заработает: цены на свои продукты они уже начали повышать. Правда, для некоторых эмбарго будет означать закрытие бизнеса или переход на контрабанду.

От запрета на ввоз молочных и мясных продуктов, а также овощей и фруктов из-за границы петербургский малый бизнес в своем большинстве только выиграет, уверены опрошенные "ДП" эксперты.
"Малый бизнес с импортными продуктами если и связан, то сможет легко переориентироваться. В магазинах у дома и так продают в основном местную продукцию. В итоге пострадает лишь небольшая часть компаний, которые специализировались на поставках деликатесов. Это малые доли процента подобного рынка, основной удар на себя примут крупные поставщики. Но петербургские и областные производители получат мощный толчок для роста", - говорит первый заместитель председателя санкт-петербургского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Горюнов. По его мнению, рестораны постепенно заменят ингридиенты для своих блюд из запрещенных стран на аналоги.
С этим согласен председатель совета Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. «Это мощная поддержка местных сельхозхозяйств и переработчиков. Нехватка продуктов на полках сделает сети более сговорчивыми – дефицит развернет их в сторону отечественных производителей, в том числе небольших, у которых до сих пор не хватало ресурсов для входа в гипермаркеты. Сейчас мы будем наблюдать мощный процесс по импортозамещению – по многим позициям петербуржцы потребляют до 80% продуктов иностранного производства, в том числе из США и стран Европы», - рассуждает Алексей Третьяков.
Небольшие производители сельхозпродукции также радуются грядущим изменениям. «Это отличная новость для всех участников отрасли, санкции в итоге положительно скажутся на продажах и простимулируют развитие в том числе фермерских хозяйств. Другой вопрос – что продукции поначалу может не хватать, переход должен быть плавным", - говорит генеральный директор ТД "Экоферма Алеховщина" Евгения Жучева. Как рассказала индивидуальный предприниматель и владелица небольшой фермы под Лугой Ирина Федулова, она уже готовится к небольшому повышению цен. "У нас и сейчас всю продукцию забирают полностью. Ситуация с молоком в Петербурге и Ленобласти уже более года считается сложной из-за нехватки сырья - она оценивается на уровне 30%. Поэтому рост стоимости неизбежен у абсолютно всех производителей", - полагает она.
С одной стороны, на рынке уменьшится конкуренция, что будет на руку отечественной молочной отрасли, но с другой - производители не смогут оперативно обеспечить неожиданно выросший спрос, рассуждают в в ГК "Лосево" (производитель молочных продуктов). "Необходимое импортозамещение по молочным продуктам, мясу и овощам по России на данный момент не достигает и половины от необходимого сегодня. Для этого нужно время и поддержка государства, причем оперативная, так как с точки зрения инвестиций данная отрасль непривлекательна", - в сообщили учредители предприятия, отметив, что через два месяца мощности завода планируется удвоить.
Основной удар придется по небольшим компаниям, которые выстроили бизнес на продаже деликатесов, к примеру, итальянских сыров и колбас, соглашается с экспертами соучредитель малой компании-поставщика "ВкусиМир" Сергей Бутаков.
«Для нас это как удар обухом по голове. Пока мы в растерянности, и что делать пока не ясно. Мы с самого начала позиционировали себя как поставщик импортных продуктов и специализировались на европейских странах», - говорит предприниматель. По его мнению, санкции подстегнут развитие полулегального малого бизнеса, зарабатывающего на поставках продуктов из стран Прибалтики и Финляндии.
«Потребители уже привыкли к определенным маркам и типам продуктов, кто годами ел итальянский овечий сыр не захочет заменять его на российский. Это значит, что кто-то будет возить в чемоданах все это под заказ. Предложений по доставке продуктов частным лицам и до этого в интернете было много, теперь же на этом рынке произойдет оживление», - прогнозирует Сергей Бутаков.