"Деловой Петербург". Кредитное торможение

Автор фото: Беликов Валентин

По оценкам банкиров, из–за падения продаж новых автомобилей объем выданных автокредитов в первом полугодии снизился на 10%. Оставшиеся на рынке покупатели реже берут машины в кредит или занимают в банке небольшие суммы.

Продолжающееся с весны 2013 года падение продаж новых автомобилей ударило по банкам. Выдача автокредитов в Петербурге в первом полугодии резко сократилась. Участники рынка ожидают ухудшения ситуации.

Сжатие рынка

Агентство PricewaterhouseCoopers скорректировало свой прогноз о падении продаж новых машин в России в 2014 году с 8 до 12% к уровню 2013 года.
По данным "Auto–Dealer–СПб", в первом полугодии к тому же периоду 2013 года продажи новых автомобилей в Петербурге просели на 7,6%, только в июне — на 17,3% к июню прошлого год.
"Объем рынка автокредитования в Петербурге за 6 месяцев по сравнению с первым полугодием 2013 года снизился примерно на 10%. Снижение по итогам 2014 года может составить около 15%", — оценивает заместитель управляющего филиалом Абсолют Банка в Петербурге Андрей Рублев. В целом объем рынка автокредитования в городе оценивается в 55 млрд рублей в 2013 году. Как объясняет Андрей Рублев, замедление темпов роста связано в первую очередь с насыщением спроса в массовом сегменте. Также нельзя не учитывать, что, опасаясь кризиса, клиенты предпочитают вкладывать деньги в более надежные активы, например в недвижимость.
"Объем выдач автокредитов в первом полугодии сократился на 46%, до 2,6 млрд рублей", — констатирует старший вице–президент, управляющий филиалом "ВТБ 24" в Петербурге Михаил Иоффе. По его словам, на снижение выдач займов повлияли падение продаж новых машин и отсутствие программы господдержки автокредитования.
"Если в 2013 году филиал выдал 8 млрд рублей автокредитов, то в 2014 году мы рассчитываем выдать около 6 млрд рублей, — говорит Михаил Иоффе. — Снижение рынка автокредитования продолжится".
Впрочем, не у всех игроков дела обстоят таким же образом. Северо–Западный банк Сбербанка в Петербурге за 6 месяцев 2014 года выдал автокредитов на 554 млн рублей, что ниже уровня прошлого года в 3,9 раза. Но столь существенное снижение объясняется тем, что программы автокредитования Сбербанк передал в Сетелем Банк, который теперь выступает лидером на рынке автокредитов с долей в Петербурге около 20%.
К примеру, за май 2014 года Сетелем Банк выдал в городе автокредитов на сумму около 450 млн рублей, в июне выдачи приросли на 10%. В свою очередь, ЮниКредит Банк выдал в Петербурге в первом полугодии на 6% больше автокредитов, чем в первом полугодии 2013 года, а филиал Локо–банка — на 15%.

Экономят на машинах

Как замечает Ирина Григорьева, старший вице–президент Локо–банка, несмотря на рост в объеме продаж автокредитов в первом полугодии 2014 года, средняя сумма кредита на приобретение автомобиля снизилась примерно на 10%. Если в Петербурге в I квартале 2013 года средняя сумма кредита на приобретение автомобиля была чуть менее 700 тыс. рублей, то в аналогичном периоде 2014 года она составила 625 тыс. рублей, уточняет Ирина Григорьева. "Доля кредитных продаж может быть в диапазоне 30 – 35% в этом году. Год назад можно было смело обсуждать долю продаж примерно в 40%, в некоторых случаях и выше", — замечает она.
По данным ЦБ РФ, средняя ставка по автокредитам сроком на 1 – 3 года в мае составила 14,28%, свыше 3 лет — 16,42% годовых. "Уже в августе можно ожидать роста ставок в среднем по рынку на 1,0 – 1,5%", — полагает Алексей Богатов, директор Северо–Западного регионального центра Райффайзенбанка. Как он подчеркивает, без программы государственного субсидирования ставки рынок продаж авто не восстановится и продолжит сокращаться.