Заинтриговав россиян анонсом заседания Совета безопасности РФ, Владимир Путин разрешил эту интригу обращением к "гражданскому обществу". Это может свидетельствовать о крайней степени встревоженности Кремля.
Весь день журналисты и эксперты ждали заседания Совета безопасности РФ. Накануне он был, что само по себе необычно, анонсирован с темой "по вопросам суверенитета и территориальной целостности государства". Политологи строили версии, объявит ли Владимир Путин о введении военного положения, ответных санкций или широкомасштабной информационной войны.
Смысл выступления президента в целом свелся к привычной формуле "мы за мир, но добро должно быть с кулаками". Еще раз было сказано о необходимости диалога и мирного решения украинского конфликта и о том, что Россия, безусловно, будет "адекватно реагировать" на попытки ее ослабить с помощью различных экономических и политических приемов, а также на расширение НАТО. Правда, на этот раз все исчерпывается голой риторикой — о проекте федерализации Украины, на котором так активно настаивал Кремль всего пару месяцев назад, уже видимо, пришлось забыть.
Что стало акцентом путинской речи, так это призыв к "гражданскому обществу". Путин пообещал не допустить "закручивания гаек", чего от него многие ожидали. Впрочем, иной реакции, кроме ехидных замечаний в блогах насчет того, что теперь будут просто бить гаечным ключом по голове, было сложно ожидать. Тем не менее, глава государства заявил, что "ни в коем случае мы по этому пути не пойдем, будем опираться именно на гражданское общество прежде всего" и "крайне важно, чтобы активную позицию занимало наше гражданское общество, реагировало на факты нарушения прав и свобод человека, вносило свой вклад в профилактику радикализма и экстремизма". "Именно от гражданского общества мы ждем действий по совершенствованию системы госуправления", — резюмировал президент.
Это обращение весьма примечательно. "Гражданское общество" у нас пытался развивать президент Дмитрий Медведев, ну, в тех рамках, которые себе представлял. Владимир Путин про "гражданское общество" вспоминал редко. Потому что оно ассоциировалась со зловредными "креаклами", митингами на Болотной, да и вообще, если разобраться, "гражданское общество" есть атрибут западной системы устройства жизни. А Путин, вопреки, опирался на народ, возвышая Уралвагонзавод и создавая Народный фронт. Чем больше говорили о "народе", тем меньше о "гражданском обществе", и так получилось, что эти два понятия стали обозначать группы-антагонисты. На форуме Народного фронта в прошлом году Путин много говорил о народе. "Интересы народа – это и есть общенациональные интересы", — говорил он. И ни разу не вспомнил о "гражданском обществе".
Проблема в том, что народ у нас, как известно, хочет, чтобы Путин ввел войска в Донбасс и вообще всячески карал предателей. И таких стало 88%. Поэтому народу как бы велено заткнуться, хотя бы на время. Не время играть с огнем. Теперь, когда "припекло", о народе не вспоминают, Кремлю нужно "гражданское общество". Чтобы оно по крайней мере не возражало, а в идеале — возвысило бы голос на стороне Кремля в международных баталиях.
Здесь есть над чем подумать. Где у нас "гражданское общество"? Вот, например, в Петербурге буквально только что большая группа активистов этого самого гражданского общества пыталась зарегистрироваться на выборах в муниципальные образования. И как раз сейчас рассказывает о том, как их не пускали в избиркомы и отказывали в регистрации по выдуманным причинам, именно что "реагируя на факты нарушения прав и свобод человека". Не от этого ли "гражданского общества" ждет Путин "действий по совершенствованию системы госуправления", интересно. Про выборы губернатора Петербурга и говорить нечего. Там все ровно так, как хочет народ.
"Гражданское общество" вышло на митинги после выборов в Госдуму 2011 года и попросило: "Путин, проведи честные выборы". "Гражданское общество" требовало посадок коррупционеров, и возражало против сворачивания интернет-свобод и закона о персональных данных, фактически запрещающего ездить за границу самостоятельно. Чем на это ответила власть, хорошо известно — уголовным преследованием оппозиции и волной все новых запретов. Теперь "гражданское общество" должно помочь Путину. Видимо, из чувства благодарности за то, что больше пока не будут "закручивать гайки".
Есть, правда, другой вариант. Может быть, "гражданским обществом" президент считает не независимо и критически мыслящих людей, а массовку с митингов Сергея Кургиняна в поддержку присоединения Крыма. Вот этих молодых людей в костюмах молотков из клипа Pink Floyd. В этом случае как раз придется идти по пути "закручивания". "Молотки" требуют именно этого.