"Деловой Петербург". Законодательные качели

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Юрист корпоративной и арбитражной практики "Качкин и Партнеры" Мария Жилина - об отмене запрета на рекламу медицинских услуг в неспециализированных СМИ и о том, почему депутаты вводят такие ограничения.

На днях, спустя ровно полгода с момента введения запрета на рекламу медицинских услуг в неспециализированных СМИ, его отменили. Эта новость для медицинских учреждений, безусловно, радостная, хотя по–прежнему реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации остается под запретом. И вновь сложно понять столь выборочный подход.
Этот год для медицинских учреждений начался не очень удачно — с 1 января реклама их услуг разрешалась только на медицинских мероприятиях и в печатных изданиях, предназначенных для медицинских работников. Размещать рекламу в других СМИ законодатели запретили. Это ограничение в первую очередь отразилось на медицинских клиниках, которые во многом благодаря рекламе привлекают новых клиентов.
Нелегко пришлось и СМИ — для них реклама медицинских услуг также играет значительную роль. На помощь рекламодателям попытался прийти антимонопольный орган. ФАС России, вероятно, понимая последствия таких радикальных ограничений, разъяснила, что понятие медицинской деятельности шире, чем понятие медицинской услуги. Соответственно, медицинские учреждения могут указывать в рекламе на профиль своей деятельности, но не на конкретные медицинские услуги. На практике это означало, что, например, медицинское учреждение могло сообщить в рекламном объявлении о том, что оно осуществляет деятельность по направлению стоматологии. И не более того. Перечисление конкретных медицинских услуг, таких как лечение кариеса, отбеливание зубов, имплантация, уже было под запретом. Причем последствия нарушения такого запрета были довольно существенными — на медицинское учреждение и на СМИ мог быть наложен штраф размером до 500 тыс. рублей.
Когда появляются такие неожиданные ограничения, всегда хочется понять, чем в своем решении руководствовался законодатель? Я попробовала найти ответы в пояснительной записке к законопроекту, но, к сожалению, она мне никак не помогла. Более того, введение запрета на рекламу в неспециализированных СМИ породило ряд противоречий в законе "О рекламе". Все это навело меня на мысль о том, что данная мера была принята законодателем поспешно и без каких–либо конкретных целей. Конечно, хочется надеяться, что в будущем таких законодательных сюрпризов будет меньше. Но пока все наоборот. На днях Госдума решила отменить еще один запрет. В первом чтении принят законопроект, снимающий до 2019 г. ограничения на рекламу пива в рамках официальных спортивных мероприятий. Запрет просуществовал 1,5 года.