Президент России Владимир Путин подписал закон, который ужесточает ответственность за пропаганду экстремизма в интернете. Теперь максимальным наказанием за такое преступление станет 8 лет лишения свободы.
Президент России Владимир Путин подписал закон, который ужесточает ответственность за пропаганду экстремизма и его финансирование. Так, за призыв к экстремистской деятельности теперь предусмотрен штраф от 300 тыс. до 500 тыс. рублей и от 2-х до 3-х лет лишения свободы, либо принудительные работы до пяти лет с ограничением свободы до 2-х лет или без него.
Также предусмотрено наказание в виде ареста на сроки от 4-х до 6-и месяцев, либо от 2-х до 8-и лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 10-и лет.
За финансирование экстремистской деятельности теперь грозит лишение свободы до 3-х лет, либо штраф от 300 тыс. до 500 тыс. рублей, либо лишение права занимать определенные должности, либо обязательные работы сроком до двухсот часов.
При этом, согласно закону, если лицо, которое финансировало экстремистскую деятельность, рассказало об этом органам власти или как-то иначе способствовало раскрытию преступления, то оно освобождается от уголовной ответственности.
Если раньше в Уголовном кодексе было предусмотрено наказание за пропаганду экстремизма только в СМИ, то теперь формулировку расширили: "либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".
По данным аналитического центра "Сова", за последние десять лет в России произошел значительный рост числа фиксируемых преступлений: если в 2004 году их было 130, то в 2013 – 896. Самыми распространенными преступлениями является "возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" (ст. 282 УК РФ).
При этом в прошлом году по преступлениям экстремистского характера, связанным с использованием сети интернет, было возбуждено 375 дел, а в 2012 году – 231. "Причем наиболее распространены факты размещения экстремистских материалов в социальных сетях", — уточняют аналитики.
Однако специалисты утверждают, что рост числа уголовных дел, связанных с пропагандой экстремизма, вовсе не связан с увеличением числа преступников. "Большая часть приговоров, практически две трети, выносятся за перепосты видеороликов в соцсетях. Раньше у оперативников просто не было подобного опыта, а сейчас искать преступников стало для них проще", — пояснила эксперт центра "Сова" Наталья Юдина.
Она также отметила, что тяжелых преступлений, связанных с межнациональной рознью, стало больше, а количество приговоров по этим статьям, напротив, снижается.
Определяют, какие материалы относятся к пропаганде экстремизма, а какие нет, специализированные экспертные центры по запросу суда или следствия. "Существуют определенные методики, основанные на стандартных подходах к анализу контента на содержание четких содержательных конструктов, попадающих под определение экстремизма, — рассказывает доктор социологических наук, профессор Дмитрий Гавра. – Им могут быть прямой призыв к насилию, когда адресатом выступает персона с маркером этнической идентичности ". Также пропагандой экстремизма считаются изображения, содержащие символы, которые напрямую увязываются с экстремистской идеологией.
Одним из самых крупных экспертных центров в Петербурге является Центр по изучению проблем экстремизма и коррупции при СПбГУ.