"Деловой Петербург". Расстояние — не помеха

Автор фото: globallookpress

Не утихают споры о том, выгодно ли бизнесу, когда все или некоторые его сотрудники работают удаленно. После истории с Yahoo (см. "ДП" № 34 / 2013), когда всех удаленно работающих компания вернула в офис, в рядах скептиков прибыло. Впрочем, удаленка не только не собирается сдавать позиции, но с каждым годом будет появляться во все большем числе компаний. И на то есть свои причины.

Исследователи из Великобритании Элисон Мейтленд (бизнес–школа Cass Business School) и Питер Томсон (Henley Business School), посвятившие теме удаленки не одну научную работу и несколько книг, утверждают, что, несмотря на сдержанное отношение многих консервативно настроенных управленцев к гибкому режиму работы сотрудников, "обратного пути нет". "Можно было бы предположить, что, учитывая экономический спад, произошедший за последние несколько лет, организации вернутся к проверенным традиционным методам работы и откажутся от гибкого режима как от непозволительной роскоши, — говорят они. — Однако мы видим, что все больше и больше компаний признают необходимость внедрения прогрессивных методов работы. Даже в таких традиционно консервативных сферах, как юридическая и инвестиционно–банковская деятельность".
В подтверждение своих слов они приводят примеры, уточняя, что новый формат работы — прерогатива не только ультрасовременных технологических компаний. Так, за последние пару лет в число приверженцев удаленки попали: перестраховочная компания Swiss Re, внедрившая программу под названием "Организуй свою работу по собственному усмотрению" в своих офисах в Швейцарии, Северной и Южной Америке, Лондоне, Мюнхене, Сиднее и Токио, шотландский банк Royal Bank of Scotland, международный инвестиционный банк Credit Suisse. Даже такие традиционалисты в организации работы, как GAP (сетевой продавец одежды), BDO (консалтинг, аудит), Lawyers on Demand (юридическая компания), тоже постепенно переходят на новый формат. Два года назад международная компания Unilever (FCMG–производитель) предложила сотрудникам режим, при котором оценивается конечный результат, а не присутствие специалиста в офисе. Сотрудники сами выбирают, где работать и когда, главное — результат этой работы. Конечно, есть сотрудники, которые ввиду особенностей своих трудовых функций все же остаются в офисе, а также существует один так называемый командный день (впрочем, встреча может быть и виртуальной). По словам исследователей, новый режим работы позволил компании сэкономить около 95 млн евро на командировочных расходах, за счет выросшей производительности труда сотрудников и т. д. А в компании Matt Black Systems, работающей в аэрокосмической отрасли, пошли еще дальше: здесь каждый сотрудник имеет почти полную автономию, и нет управленческой иерархии.

Мы идем своим путем

Конечно, и российские компании могут похвастать передовым подходом к организации режима работы. Как правило, это касается IT–специалистов, дизайнеров, консультантов. Ярым приверженцем современных технологий, и в частности удаленного доступа, является и президент Объединенной консалтинговой группы Виталий Антощенко. "Компания приобретает большую свободу — дополнительное измерение, позволяющее продолжать работать и выполнять свои обязательства перед клиентами тогда, когда бы раньше в подобных обстоятельствах это было невозможно", — поясняет он.
Экономический эффект от удаленки, по его словам, тоже "колоссальный". "До копейки мы не считали, — замечает он, — но в год мы сэкономили в среднем полмесяца содержания на одного специалиста. Помимо того, некоторая работа просто не могла бы быть сделана, когда по определенным обстоятельствам один из ведущих специалистов не мог присутствовать в офисе в течение целого года". Не все сотрудники работают в таком режиме. "Есть те, кто обязательно присутствует на месте, но и у них есть возможность в случае отсутствия по какой–либо причине оставаться в доступе и влиять на решение срочных вопросов", — уточняет Антощенко. Переход на новый режим работы занял у компании около 3 лет.
Как ни странно, но в Петербурге не только в консалтинге работают на удаленке. "У нас тоже есть работники на удаленке. Как правило, в тех городах, где у "АЛИДИ" нет своих офисов", — рассказывает директор по персоналу компании–оператора в области дистрибуции и сервисной логистики Юлия Ляшенко. Сегодня компания прописывает регламент такой работы: для каких категорий сотрудников приемлем этот режим, как осуществлять контроль и пр. "Чтобы удаленная работа стала возможна и эффективна, приходится многое менять, — уточняет Юлия Ляшенко. — Во–первых, структуру управления. При таком режиме она не может быть линейной, только проектное управление позволяет эффективно руководить удаленниками". Во–вторых, менталитет людей. Удаленка психологически приемлема не для всех сотрудников, хотя преимущества такого режима вроде бы очевидны".
Плюсов у удаленки немало, уверен бизнес–консультант Михаил Меркулов: "Экономия на аренде офиса и аналогичных расходах — нет необходимости организовывать и оснащать каждому сотруднику рабочее место, — перечисляет он. — Экономия на зарплате: можно набирать людей из менее "дорогих" регионов. Больше выбор кандидатов, так как рассматриваются люди не только из того города, в котором работает организация, а со всего мира. Оплата происходит за фактический результат, а не за процесс — иными словами, сколько сделал, столько и получил. Кроме того, есть налоговая оптимизация: ЕСН, ПФР и прочие страшные аббревиатуры в случае привлечения фрилансеров не являются проблемой".

Трудности перевода

Впрочем, несмотря на плюсы, назвать удаленный режим работы широко распространенным в России сложно.
"Я думаю, что в России не больше 10% компаний позволяют сотрудникам работать удаленно, — предполагает Виталий Антощенко. — А может, даже 3–5%". Михаил Меркулов в своей оценке более категоричен: "Если не брать в расчет бизнес, связанный с современными технологиями (дизайн, IT, Интернет и т. д.), то, на мой взгляд, удаленка совсем не распространена". С ним соглашается Михаил Торчинский, управляющий партнер рекрутинговой компании Marksman: "Россия еще очень сильно отстает в этом вопросе от многих других стран. Для российских компаний это пока еще экзотическая форма сотрудничества". Идти широкой поступью в бизнес удаленке мешают, по его мнению, как технические факторы (скорость Интернета, качество сотовой связи, слабые CRM и т. д.), так и психологические моменты. "Не каждый специалист морально готов к удаленной работе, — добавляет он. — На первый план здесь выходят вопросы самодисциплины и самоорганизации. Если эти компетенции развиты не сильно, то качество выполняемой работы может серьезно снизиться. Проблемы есть и у руководителей. Они хотят видеть своих сотрудников "вживую", контролировать ход выполнения работы и не представляют себе, как руководить сотрудниками, которые находятся вне офиса".
К другим минусам удаленки, из–за которых российские компании не спешат пополнять ряды передовиков менеджмента, эксперты относят текучку кадров, срыв сроков сдачи работы, сложности контроля.
"Работе удаленно нужно обучать, — замечает Михаил Торчинский. — Это действительно непростая задача, которая требует времени и усилий. Сотрудники должны понимать, по каким правилам строится работа". "Нужны четкие стандарты и регламенты для тех бизнес–процессов, в которых используется работа на удаленке. Необходимо, чтобы каждый из сотрудников в мельчайших подробностях знал все операции, которые ему необходимо сделать, сроки и контрольные точки, в которых он сам сможет оценить правильность своей работы, — дает свой совет Михаил Меркулов. — Иными словами, передача на удаленную работу бизнес–процесса или задачи, выполнение которой не было тщательнейшим образом отлажено и настроено в рамках самой компании, смерти подобно. Ну и, разумеется, должна быть выстроена система контроля, которая позволяет выявить возможные проблемы не на этапе сдачи проекта, а в то время, когда еще можно что–то исправить и изменить".
Мнения на счет того, всем ли отраслям подходит удаленка, разделились. "Действительно, далеко не каждый бизнес может позволить себе подобную модель. Хотя ее элементы могут быть внедрены практически везде, — замечает Михаил Торчинский. — Те сотрудники, которые непосредственно взаимодействуют с клиентами, по–прежнему должны находиться на своих рабочих местах. Людей из сферы услуг для населения, ретейла, медицинских центров, автосалонов и т. п. перевести на удаленный формат работы никак не получится. Если же мы говорим об офисных работниках, то здесь огромное поле для изменений". "На мой взгляд, нет бизнеса, которому категорически запрещена удаленка, — говорит Михаил Меркулов. — Потому что соблюдение требуемых сроков и качества выполнения работ — это лишь вопрос контроля".

Удаленное будущее

Несмотря на сложности организации процесса, все опрошенные специалисты соглашаются с британскими учеными — "назад пути нет". "Процесс глобализации не останавливается ни на секунду, поэтому с каждым годом все больше и больше будут востребованы как сотрудники на удаленной работе, так и проекты, с ее помощью реализуемые", — уверен Михаил Меркулов.