"Выходной Петербург". Окно в...

Автор фото: KGallery

 Выставка Владлена Гаврильчика "Окно в Европу" в KGallery

В KGallery проходит выставка Владлена Гаврильчика "Окно в Европу". В брежневское время и после перестройки в искусстве и литературе было много иронии, скепсиса и сарказма. Смех всех сортов и оттенков был духом того времени. В насмешке, в язвительной шутке, в безжалостной сатире художники находили свободу, возможность здраво судить о современности и собственный голос. С какого–то момента московская сцена приватизировала это интеллигентское пересмешничество. Все заговорили о соцарте, хотя помимо Виталия Комара и Александра Меламида, помимо Леонида Сокова или Александра Косолапова у нас тогда было несколько поколений художников–остроумцев высшей пробы. Прошло еще какое–то время, и стало казаться, что все эти ленины в компании с Микки Маусом и сталины, выпивающие и закусывающие тет–а–тет с Мэрилин Монро, больше не могут быть смешны. Пародии на советский агитпроп поблекли, после того как прежняя идеология ушла в прошлое. Нельзя же годами смеяться над одной и той же шуткой? Но удивительным образом юмор тех лет и сегодня не списан в архив. Владлен Гаврильчик не соцартист, хотя бы потому, что его история ленинградская, а не московская. Его можно было бы сопоставить с Дмитрием Приговым как певца наивности и абсурда, как независимого литератора и художника, чтобы убедиться в том, как непохожи друг на друга мастера пересмешничества Москвы и Петербурга. Гаврильчик разыгрывает карту примитивного искусства как заядлый потешник — без постмодернистских трюков и экивоков. Окно в Европу, открывающееся посетителям зоопарка перед слоновьей клеткой, примерный внук своей бабушки, так и просящийся в герои садистских стишков, макаронические признания в любви, перед которыми не устоит ни одно девичье сердце, — со временем работы Гаврильчика не стали ни менее смешны, ни менее серьезны. Подобного юмора в современном искусстве, да и в нашей жизни недостает.