Министерство труда России предлагает отстранять от государственных заказов компании, засветившиеся в коррупционных скандалах. Эксперты уверены, что инициатива министерства сама по себе крайне коррупционна и ни к чему хорошему не приведет.
Сегодня на Петербургском международном юридическом форуме директор департамента развития госслужбы Минтруда РФ Дмитрий Баснак заявил, что его ведомство, разработавшее в прошлом году методические рекоммендации для бизнеса по противодействию коррупции, теперь рассчитывает получить механизмы стимулирования бизнеса эти рекоммендации выполнять.
"Каким образом наказываются те организации, которые этими рекоммендациями пренебрегают, и наоборот, какие преференции получат те организации, которые эти антикоррупционные принципы у себя внедряют?" - задается вопросом Дмитрий Баснак. По его словам, анализируя международный опыт, Минтруд пришел к выводу, что самыми эффективными в российских реалиях будут три направления деятельности.
"Во-первых, необходимо предусмотреть смягчение ответственности или полное освобождение от таковой для компаний, чьи сотрудники оказались замешаны в коррупционных преступлениях, если в них проводится активная антикоррупционная работа, - рассуждает чиновник. - Такая практика есть в США. С другой стороны, в Евросоюзе во многих странах практикуется отстранение компании, замешанной в коррупции, от госзакупок. И третий вариант - это сертификация, независимый аудит антикоррупционных программ в организации".
По мнению Дмитрия Баснака, все эти три меры могут быть внедрены в России. "Правда, необходимо адаптировать их к российским реалиям. Так, мера с госзакупками будет неэффективна в отношении фирм-однодневок, - уточняет Дмитрий Баснак. - Возможно, пока имеет смысл ограничиться запретом на участие в тендерах с суммой контракта более 1 млрд рублей. В таких тендерах участвуют, как правило, компании с именем, которым это имя потерять будет неприятно".
Какому органу можно доверить такие полномочия, Дмитрий Баснак предлагает обсудить, и в качестве площадки для обсуждения называет Минтруд. Это же касается и вопроса о сертификации антикоррупционного менеджмента, с тем, чтобы наличие сертификата зачитывалось при смягчении наказания компании, попавшей в коррупционный скандал.
По мнению экспертов, инициатива Минтруда сама по себе крайне коррупционна с обеих сторон. "Мне это представляется попыткой дополнительно зарегулировать свободный рынок, которая ничем хорошим не кончится, - говорит партнер Vegas Lex Михаил Сафаров (специализируется, в частности, на услугах "комплайенс", борьбе с внутрикорпоративной коррупцией). - Это приведет, полагаю, к банальной торговле сертификатами, которые дают упомянутые преференции при попадании в коррупционный скандал, но по сути не являются гарантами того, что в компании идет реальная борьба с коррупцией".
С экспертом в области борьбы с коррупцией согласен эксперт в области госзаказа, глава дорожно-строительной ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов: "Минтруд пытается получить фискальные функции, забыв, похоже, о своей основной задаче - борьбе за оздоровление рынка труда. Надо пропагандировать престиж рабочих профессий, доносить до людей, что экскаваторщик у нас зарабатывает сегодня 70-90 тысяч в месяц. Они этого нигде не говорят, и в первую очередь потому, что по госрасценкам труд экскаваторщика в месяц стоит 16 тысяч. Получается, государство поощряет труд гастарбайтеров, потому что за эту сумму я могу нанять на рынке только узбека, причем нелегала за наличные. Отсюда и коррупция: Минтруд сам ее поощряет, устанавливая такие нерыночные расценки на квалифицированный труд".