"Деловой Петербург". Красивая формула "Ростелекома"

Автор фото: Беликов Валентин

 Алексей Леонтьев - о том, что на монопольном рынке в отсутствие внимания ФАС монополист быстро становится ненасытным.

Сам не являюсь сторонником жесткого госрегулирования. Но история с кабельной канализацией "Ростелекома" показывает, что на монопольном рынке в отсутствие внимания ФАС монополист быстро становится ненасытным. Неожиданные цифры всплыли в результате нашего обращения к антимонопольщикам.
К этому шагу нас подтолкнула громкая история с инвентаризацией кабелей, которую "Ростелеком" начал 1,5 года назад. Алгоритм его действий прост: открываем люк, смотрим на кабели, если нет кабеля в базе — обрезаем. Если случайно прихватили кого лишнего, что ж, не повезло. До 2008 года "Ростелеком" считался монополистом на рынке линейно–кабельных сооружений и обрезать провода без суда и следствия себе не позволял.
Мы подали заявление в УФАС с просьбой, во–первых, снова признать компанию монополистом на этом рынке, во–вторых, расследовать ее ценовую политику. Дело в том, что на Васильевском острове аренда точно такой же канализации обходится почти вдвое дешевле. Эта инфраструктура принадлежит "МегаФону". Вряд ли там не умеют считать.
Первый же документ, который представил "Ростелеком" в УФАС, объяснил методику ценообразования тарифов на услугу аренды кабельной канализации. Она проста. Есть расходы на содержание существующей канализации, расходы на строительство новой (инвестиции) и норма прибыли. Все это суммируем и получаем необходимую валовую выручку. Ее оператор делит на общую протяженность канализации и высчитывает тариф на аренду 1 км.
В этой красивой формуле одно слагаемое сразу очень заинтересовало и нас, и УФАС — инвестиционная составляющая. Де–факто она определяет стоимость аренды канализации. Из 1,4 млрд рублей валовой выручки 1 млрд рублей — инвестиции в строительство новой канализации.
" Ростелеком " предоставил по запросу УФАС сведения о протяженности канализации в 2012–2013 годах. Мы сложили все данные длинной таблицы… и сильно удивились.
Итак, протяженность новой канализации, введенной "Ростелекомом" в 2012 году, составляет 12 км, в 2013 году — 13 км. За этими километрами скрываются 140 и 145 новых канало–километров — именно этот показатель любит использовать оператор. Это протяженность, умноженная на количество труб в канализации.
Строительство 1 км канализации в Петербурге может стоить от 4 млн до 20 млн рублей. Сам "Ростелеком" оценивает стоимость строительства 1 канало–километра в 1,2–1,4 млн рублей. Какие из этих цифр ни используй, получается, что "Ростелеком" ежегодно тратит на строительство новой канализации около 200 млн рублей. А закладывает норматив в размере 1 млрд рублей. Именно по этому нормативу компания требует деньги от арендаторов канализации.
Положим, в наши подсчеты закралась ошибка или что–то существенное не включили в таблицу. Но вот, пожалуйста, есть развернутый ответ на запрос УФАС по определению инвестиционной составляющей. И здесь то же самое: за 2012 год канализация увеличилась на 139 канало–километров. И опять нестыковка в суммах! Куда же уходят 800 млн рублей, предназначенные для строительства новой канализации?