"Деловой Петербург". Связь с космосом прервалась

Автор фото: dp.ru

Глава "АРС" Александр Аристов добился в суде отмены скандального приказа Минтранса, обязующего устанавливать на автобусах и грузовиках аппаратуру ГЛОНАСС. Только за ее обслуживание местным перевозчикам приходилось платить до 6 млрд рублей в год.

По иску петербургской транспортной компании "Малое предприятие "АРС" Верховный суд РФ отменил приказ Минтранса № 20 "Об оснащении транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС / GPS". Документ подписал еще в 2012 году бывший министр транспорта Игорь Левитин. С 1 января 2013 года он вступил в силу для грузовиков и автобусов, а с 1 января этого года — для маршруток. Из текста приказа следует, что оборудование навигационными системами транспортных средств производится с целью повышения безопасности движения.
Перевозчики охотно пользуются для слежения за своим транспортом технологией GPS, что позволяет избегать перерасхода топлива. Соответствующие услуги предоставляет множество компаний — продавцов GPS–оборудования. Но с появлением приказа им пришлось нести расходы на установку еще и оборудования альтернативной российской системы "ГЛОНАСС", а также ежемесячно платить за его обслуживание, обработку и передачу данных. По оценкам участников рынка, только за обслуживание аппаратуры перевозчикам Петербурга и Ленобласти приходится платить примерно 4 – 6 млрд рублей в год — это около 1% от совокупного оборота транспортных компаний обоих регионов. На всю эту сумму претендовала компания, аффилированная с семьей бывшего вице–губернатора Ленобласти Николая Пасяды.

Центр распределения функций

Информация о движении транспортных средств должна была поступать от автобусов и грузовиков в автоматизированный центр контроля и надзора (АЦКН — по сути сервер, аккумулирующий все данные) территориального управления Ространснадзора, а далее передаваться в Москву, в центральное управление Ространснадзора.
Однако в надзорном ведомстве не спешили с открытием АЦКН. Приказ о его создании на базе своих территориальных отделений Ространснадзор издал только в июле 2013 года, спустя полгода после вступления в силу приказа № 20. А в октябре 2013 был объявлен конкурс по устройству помещений под АЦКН на базе Северо–Западного управления государственного автодорожного надзора (СЗУГАДН, структура Ространснадзора).
Время поджимало, а поскольку нормативных актов, регламентирующих взаимодействие перевозчиков с надзорным органом, Минтранс РФ не издал, то чиновники СЗУГАДН решили делегировать часть своих полномочий коммерческим структурам.
"ДП" первым написал об этой истории в сентябре прошлого года, в статье шла речь о том, что чиновники Северо–Западного управления госавтодорнадзора настойчиво рекомендуют руководителям транспортных компаний заключать договоры с ООО "ГЛОНАСС Северо–Запад" (ГСЗ), владеет которым 23–летний Артем Матяш — родственник бывшего вице–губернатора Ленобласти Николая Пасяды. Чиновники ссылались на соглашение с этой фирмой. Фактически ГСЗ становился единственным посредником по обмену данными между перевозчиками и Ространснадзором.
Предпринимателям предстояло закупать у ГСЗ оборудование, устанавливать его на автомобили, а также заключать договор на сервисное обслуживание, передачу и обработку данных. Кроме этого, перевозчики должны были провести тестирование оборудования в этой организации, а затем получить свидетельство об оснащении транспортных средств оборудованием ГЛОНАСС, без которого перевозчик лишился бы лицензии.
Тарифы ГСЗ, как уверяют перевозчики, в 3 – 4 раза выше среднерыночных — ежемесячная плата за абонентское обслуживание составляла 700 – 900 рублей.

Непокорный союз

Большинство участников рынка, зачастую выполняющих все нормативные требования Минтранса, не стали рисковать бизнесом и спорить с надзорным органом, послушно выполняли все его требования без лишних вопросов.
Однако Союз перевозчиков и экспедиторов Северо–Запада в лице председателя пассажирской секции гендиректора ООО "МП "АРС" Александра Аристова не согласился с такой позицией и на встрече с главой СЗУГАДН попросил представить соглашение с ГСЗ, желая понять, на каком основании полномочия органа госвласти передаются коммерческой организации.
"Господин Куликов отказался предоставить договор и обосновать свои действия. Это, собственно, и стало причиной конфликта", — говорит Александр Аристов. Правда, отмечает собеседник "ДП", впоследствии госфункции были переданы еще ряду других операторов. Но все они должны были передавать информацию в компанию Артема Матяша.
В результате свидетельство об оснащении транспортных средств оборудованием ГЛОНАСС компания Аристова, как и многие другие, не получила. Более того, инспектора СЗУГАДН начали проводить регулярные проверки деятельности компании и штрафовать ее за то, что от автобусов АРС не поступает сигнал в АЦКН.

Ответный ход

Александр Аристов обратился в Арбитражный суд СПб и ЛО, чтобы тот признал отказ в выдаче свидетельства необоснованным, а все штрафы, наложенные на компанию, — недействительными. В своих исках юристы АРС ссылались на то, что АЦКН так и не создан, а значит, данные передавать некуда. Кроме того, они указали на то, что СЗУГАДН проводил проверки с нарушением действующего административного регламента, а также без нормативно–правового документа, определяющего порядок тестирования абонентских телематических терминалов. Кроме этого, АРС подал иск в Верховный суд РФ о признании недействительным приказа № 20.
Местные суды поначалу поддержали надзорный орган, но их позиция кардинально изменилась после победы АРС в Верховном суде, который согласился с доводами истца, признал, что, во–первых, издавать подобные приказы — это прерогатива правительства, а во–вторых, этот приказ ведет к произволу надзорного органа. В итоге суд признал нормативный акт недействительным. А затем Генпрокуратура РФ установила, что он содержит еще коррупционную составляющую.
Сейчас АРС пытается оспорить в петербургском арбитраже наложенные на компанию штрафы в размере 280 тыс. рублей. Местный суд уже пошел навстречу истцу и 15 мая признал, что компании незаконно отказали в выдаче свидетельства об оснащении транспортных средств спутниковой навигацией, а также признал необоснованным привлечение МП "АРС" к административной ответственности.
В СЗУГАДН на запрос "ДП" не ответили, хотя прежде уверяли, что АЦКН в Петербурге существует.
"Это первая крупная победа перевозчиков. В данной истории суд четко показал каждому свое место. Однозначно указал, кто и что может делать, а чего не может. Но мы не обольщаемся — отмененный приказ Минтранса заменят постановлением правительства. Все это свидетельствует о жуткой нестабильности в нашем законодательстве", — говорит первый заместитель гендиректора ОАО "Третий парк" Михаил Богданов.
В Минтрансе сообщили, что ведомство отменяет приказ № 20, но в настоящее время ведется работа по подготовке постановления правительства РФ по оснащению транспортных средств аппаратурой спутниковой связи.
У нас от этого приказа только одни негативные эмоции. Государство не с того конца взялось — оно обязало всех перевозчиков установить навигационное оборудование. Предприниматели выполнили все требования, а государство оказалось не готово даже провести тестирование, поручили его проводить коммерческой структуре. Многие перевозчики уже давно использовали GPS–навигаторы, а после принятия приказа им пришлось приобретать оборудование ГЛОНАСС. В общем, компаниям вся эта затея с ГЛОНАСС обернулась лишними тратами. Да и государству никакой пользы.
Артем Манукян
директор ООО "Амрон"
Отмена приказа № 20, безусловно, позитивное событие. Не может быть так, что весь регион подписан на одну компанию, которая является монополистом, устанавливает максимальные тарифы и навязывает неприемлемые условия. Мы не стали заключать договор с "ГЛОНАСС Северо–Запад", так как предложенные условия были невыполнимыми. Оно предлагали подключить нас при условии, если мы сменим уже установленное на наших транспортных средствах оборудование. На каком основании нас обязывали перезакупать оборудование — непонятно. В итоге мы оставили свое оборудование.
Олег Галактионов
Директор Ооо "Транслайн"