Высоконравственный госкульт

Опубликованный окончательный проект Основ государственной культурной политики по сути не ограничивается культурой, претендуя на охват внутренней и даже внешней политики. Фундаментом всего станет главный принцип — национальная самобытность, и об этом не рекомендуется забывать.

Основы госкультполитики (думается, такое сокращение вполне в духе самих основ, а можно еще проще — госкульт) подготовили довольно быстро — в феврале Владимир Путин запустил работу, а в середине мая документ опубликован. Текст обсуждался, корректировался, в итоге из него, например, исчезло нашумевшее утверждение "Россия — не Европа", хотя из того, что осталось, все равно именно это и следует, и убрали фразу, кажется, только потому, что подразумевалось — Россия не только не Европа, но еще и не Азия, не Америка, не Африка и не Австралия.
А государство, породившее великую самобытную культуру. Главной темой "Основ..." является утверждение о том, что русская культура непосредственно и неразрывно связана с государством, одно основано на другом и наоборот. Встречается такое сравнение: "классические учреждения культуры оказывают обществу услуги, сравнимые с услугами армии, защищающей жизнь граждан и безопасность страны, или самого правительства, оказывающего обществу услуги по управлению функционированием государства". К штыку все-таки приравняли перо.
Культура есть "инструмент передачи нравственных ценностей" и "источник гражданской идентичности", на этом и базируются "Основы...". И содержанием "настойчиво последовательно реализуемого" госкульта является "создание и развитие системы воспитания и просвещения граждан на основе традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности и патриотизма". "Ответственная личность", которую формирует госкульт, должна "искренне разделять ценности любви к Отечеству и служения ему".
Нравственность и нравственные ценности вообще встречаются в тексте часто, так, что сразу понятно — государство больше не смотрит на культуру как на область самовыражения людей, а рассматривает ее именно как "инструмент". И хотя и признает отечественную культуру как часть мировой, но как часть самостоятельную, никак с мировой не перемешивающуюся.
"Основы..." написаны каким-то двусмысленным языком, где за каждым предложением маячат подтексты и намеки. Вот например, одним из принципов госкульта провозглашается "сочетание универсальности цели государственной культурной политики и уникальности субъектов и объектов культурной деятельности". На первый взгляд чиновничья абракадабра, а если подумать, то получается, что "субъекты культурной деятельности", то есть режиссеры, художники, актеры, должны будут сочетать свои уникальные "объекты", то есть произведения, с целями госкульта. А если они не сочетаются, то значит принцип нарушен, и что будет с этими художниками-нарушителями, можно только догадываться.
Или вот другая фраза: "В процессе формирования и реализации государственной культурной политики должны быть выработаны необходимые и достаточные формы государственного регулирования сферы массовой культуры как преобладающего фактора культурного воздействия на граждан". Что значит "необходимые и достаточные"? Скажите прямо: что запретят?
Отдельная глава посвящена интернету. В ней констатируется, если коротко, что раньше, в "бумажную" эпоху, писали только самые умные люди, и тех обязательно "профессионально редактировали" и "выверяли на предмет актуальности и качества содержания" (кажется, авторы хотели сказать "цензурировали"), и не было никаких анонимов, а сейчас пишут кто во что горазд в интернете, и в результате "информационное пространство загрязнено". "В этих условиях медийно-информационная грамотность населения становится одним из важнейших факторов общественного развития", — заключают авторы, как бы ничего плохого в виду не имея, но оставляя вопрос — кто будет эту грамотность воспитывать и объяснять, где нужная информация, а где ненужная? Если это основы госкульта, то, видимо, государство и будет.
Это уже не просто культура, это политика уже получается. Почему-то авторы сокрушаются, что "огромные массивы информации русскоязычного сегмента интернета, сформированные на таких ресурсах, как Instagram, YouTube, Facebook, Twitter, Google, передаются на хранение в хранилища США, в том числе в Библиотеку конгресса, в то время как в России они никак не сохраняются".
Впрочем, в "Основах..." так и сказано: госкульт основан на принципе "влияния культуры на все аспекты политики государства и сферы жизни общества". Не обойдена и внешняя политика — так, госкульт должен развивать русский язык, в том числе в интернете, для того, "чтобы в картине мира современных жителей планеты в максимально возможной степени присутствовала российская оценка текущих событий".
Без государства культура развиваться не может, считают разработчики, и пишут, что высокий уровень профессионального искусства без государственной и общественной поддержки невозможен. Никаких гениев-одиночек, вместо них — стройная "система поддержки талантливых художников, которая бы позволяла наращивать творческий потенциал нации" (интересно представить художника, который бы сказал про себя "Я наращиваю творческий потенциал нации"). А учреждения культуры — музеи, театры, библиотеки — должны "исходить из того, что они... выполняют важнейшую государственную и общественную функцию исторического и культурного просвещения и воспитания общества". Это позволит перейти к управлению ими "на основе качественной оценки их общественной эффективности". В переводе — худрук не должен забывать, в какой стране живет, и какие ценности должен воспитывать, иначе окажется в неэффективных.
Конечно, в "Основах..." сказано много правильных и приятных слов. О возрождении интереса к чтению, создании в регионах галерей, театров и прочих культурных центров, о развитии библиотек и об уроках искусства для школьников. Правда, это прописано в основном пунктирно, но прописано. В одном месте даже упомянуто современное искусство, в том смысле что новые художественные формы и содержание появляются, и их оценка противоречива, но сам факт новаторства и эксперимента "должен быть доступен вниманию общества". Мол, не источник единства и самобытности страны, конечно, но так и быть — под присмотром можно. Новые культурные инициативы чиновники будут поддерживать "продуманно" и взаимодействуя с культурными сообществами. Эта задача для госкульта заранее названа "сложной".
Государство намерено обратить наконец внимание на архитектуру и стать "главным заказчиком современной российской архитектуры". Ведь архитектурная среда "оказывает влияние... на самый характер мировосприятия", что хорошо понимали в Российской империи и СССР, а потом забыли, но теперь попробуют вспомнить.