КАСКО и ОСАГО — выдержит ли «Мотор»?

Отечественные рынки ОСАГО и автокаско испытывают серьезные проблемы. Преодоление этих сложностей имеет ключевое значение, ведь именно эти виды страхования — основа «моторного» портфеля страховщиков.

Отечественные рынки ОСАГО и автокаско испытывают серьезные проблемы. Преодоление этих сложностей имеет ключевое значение, ведь именно эти виды страхования — основа «моторного» портфеля страховщиков.
Неожиданно для автомобилистов ситуация с ОСАГО стала глобальной всероссийской проблемой. Полисы вдруг просто исчезли из офисов страховщиков, тогда как штрафы за отсутствие страховки никто не отменял. Многочисленные жалобы клиентов в регионах на отсутствие бланков полисов в офисах страховых компаний, а также нарекания на страхование «в нагрузку» к полисам ОСАГО вызвали ответную реакцию со стороны региональных УФАС. Страховой рынок сохраняет видимое спокойствие, но вместе с тем, затаив дыхание, ждёт решений ЦБ РФ и Госдумы относительно грядущих изменений. Вероятнее всего с 2014 года изменятся тарифы, лимиты ответственности и даже условия выплат по ОСАГО.
Это и не удивительно, если учесть, что убыточность ОСАГО в некоторых регионах намного превышает размер собранных платежей. Согласится ли регулятор повысить стоимость полисов ОСАГО, и насколько изменятся лимиты ответственности? Об этом станет известно уже в ближайшее время.
Цена на КАСКО также может возрасти
Второй актуальной проблемой для российских страховщиков стало перестрахование. 8-9 апреля состоялась ХVIII Всероссийская конференция, на которой участники мероприятия обсуждали пути развития рынка перестрахования с учётом последних политических и экономических событий. Участники конференции искали варианты выхода из ситуации, если вдруг работа с западными перестраховщиками станет невозможна. Среди обсуждаемых вариантов — поиск партнёров по перестрахованию в странах БРИК (Бразилия, РФ, Индия, Китай), а также формирование государственной перестраховочной компании.
Действительно, стоимость перестрахования напрямую влияет на размеры страховых тарифов как по страхованию недвижимости (особенно дорогих и сложных объектов), так и на стоимость автокаско. Чем дороже услуги по перестрахованию, тем дороже стоят страховые услуги практически по всем видам страхования. Пока идёт обсуждение альтернативных перестраховочных рынков, некоторые страховые компании уже объявили о вероятном подорожании данного вида страхования. Они анонсировали рост тарифов автокаско на 15-20%. Причём подорожают полисы, реализуемые через агентскую сеть, а также полисы продаваемые через онлайн-калькуляторы каско страховщиков.
В настоящее время страховые компании предлагают клиентам страховки по тарифам, которые рассчитаны с учётом заключённых договоров облигаторного перестрахования, в основном у западных перестраховщиков. Перестрахование делает убыточность страховой компании предсказуемой, так как страховщики чётко знают максимальный порог выплат — все убытки выше определённой суммы будут покрыты партнёром по перестрахованию. Такой подход позволяет компаниям сосредоточиться на продажах и страховых продуктах.
Большинство ведущих компаний сегодня включают в пакеты КАСКО дополнительные сервисы в качестве бонусов. Например, возмещение расходов на транспортировку повреждённого автомобиля, помощь в сборе документов и т.д. Однако в случае роста цен подобная практика рискует стать настоящей роскошью.
При этом рост спроса на универсальные калькуляторы КАСКО наверняка возрастёт. В условиях резкого подорожания страхователи будут стараться использовать малейшую возможность для экономии. Соответственно, калькуляторы каско как раз специализируются на сравнении цен разных компании. Они помогают подобрать наиболее выгодный тариф, поэтому всё больше автовладельцев будет прибегать к их услугам.
В завершение напомним, что скорейшее решение проблем с ОСАГО и перестрахованием чрезвычайно важно для потребителей. От этого зависит финансовая устойчивость страховых компаний, а значит, и гарантии выполнения обязательств по страховым полисам.