"Деловой Петербург". Форум принес снижение продаж

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Политические санкции ударили по петербургским отелям. Если в прошлые годы участникам ПМЭФ не хватало мест в гостиницах, то в этом году традиционно высокая загрузка сократилась на треть. Из-за этого  отельеры потеряют до 20% от ожидаемой ими прибыли.

Городские отели, привыкшие из года в год хорошо зарабатывать во время проведения Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), в этом году ждало разочарование: почти за неделю до его начала нераспроданной в среднем по городу оказалась треть номеров. В целом падение продаж в некоторых сегментах из–за изменения состава участников и отмены приезда VIP–персон из США и стран Евросоюза достигает 40%.

Размах остался в прошлом

По официальным данным, общий номерной фонд Петербурга составляет порядка 20 тыс. номеров. Из них 25% относятся к категории пять звезд, 35% гостиниц — к категории четыре звезды, а оставшиеся 45% позиционируют себя как гостиницы уровня три и две звезды. В 2013 г. среди участников ПМЭФ значилось 7,2 тыс. человек, а в этом году организаторы ожидают 5 – 6 тыс. человек, среди которых 2,5 тыс. VIP–участников. "Но обычно еще несколько тысяч приезжало, чтобы присоединиться, так скажем, к околофорумной тусовке. В этом году пафос мероприятия уже не тот, поэтому гостиницы теряют также за счет таких постояльцев", — рассуждает владелица системы бронирования "Апарти" Тамара Буйлова. С ней согласен и совладелец четырехзвездочного отеля "Гельвеция" Юнис Теймурханлы. "За последние 5 лет проведения форума я вижу такое впервые: если раньше участникам не хватало мест в городских гостиницах, им приходилось снимать номера за городом, сегодня свободные комнаты есть даже в отелях в центре", — говорит он.
В прошлые годы игроки петербургского рынка распродавали 100% номеров еще за 2 месяца до начала ПМЭФ. "У нас была очередь, спрос ажиотажный! Все номера занимались лишь участниками форума, а в этом году приедет лишь 60% гостей, которых мы ожидали", — сокрушается Юнис Теймурханлы.
Как подтвердили в компании "Петербургские отели", в одной из пяти организаций, которые официально рекомендованы гостям форума для размещения, загрузка на даты форума оказалась на 40 – 50% меньшей, чем ожидалось. "Продажи еще идут, но вряд ли что–то изменится глобально. Гостей меньше, и это факт", — сообщили в компании.
Заместитель генерального управляющего Corinthia Hotel St. Petersburg Наталья Усова информацию об объемах загрузки не раскрыла, но подчеркнула, что ситуация в этом году отличается от форумов прошлых лет кардинально. "Надежда у нас еще есть, картина окончательно будет ясна к концу этой недели. Но ранее за неделю до форума нам продавать обычно было уже нечего", — сообщила Наталья Усова. О снижении продаж номеров говорят также данные систем бронирования гостиниц. По оценке генерального директора компании Oktogo Марины Колесник, в Петербурге на даты ПМЭФ по сравнению с 2013 г. бронирование сократилось минимум в 2 раза. По ее словам, на 22 – 24 мая в городе доступны шесть отелей категории пять звезд, более 30 четырехзвездочных гостиниц и более 70 отелей уровня три звезды из системы бронирования.
Ранее номера на даты форума были проданы на 100%. Как отмечают в компании Ostrovok, которая также занимается бронированием номеров, менее всего пострадали отели уровня пять звезд, в которых загрузка близка к 100%, например, нет свободных мест в отелях W St. Petersburg, "Астория" и "Гранд Отель Европа".
Как рассказали в пятизвездочной гостинице "Эрмитаж", желающие занять самые дорогие номера соревновались между собой, поэтому они были распроданы еще несколько месяцев назад.
Более демократичные предложения все еще стоят в продаже.

Ударит рублем

Благодаря ажиотажному спросу дни проведения ПМЭФ считались одним из самых доходных периодов в году: отель мог держать максимальные цены. Еще один такой пиковый период у гостиниц есть лишь раз — в конце июня, в разгар белых ночей.
Из–за того, что ПМЭФ в этом году соберет меньше гостей, городские отельеры потеряют до 20% от ожидаемой ими прибыли, в частности из–за того, что пришлось продавать номера со скидками туристическим компаниям, чтобы как–то заполнить пустующий резерв. Кроме того, как рассказали в УК Valka Hotels Group, сократился также период бронирования: если раньше на форум выкупалось минимум 4 суток, то в этом году гости бронируют номера всего на 2 дня.