Рынок теряет свою энергию

Объем российского рынка промышленного энергооборудования уже через 2 года, когда закончатся обязательные инвестиционные программы энергетических компаний, может сократиться.

Рынок энергооборудования в Петербурге оценить сегодня трудно. Так, по данным городского комитета по промышленной политике и инновациям, в 2013 году объем отгруженной продукции категории "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" составил 166,4 млрд рублей. Это на 9% больше уровня 2012 года. Но в эту категорию, как поясняет аналитик ИК "Энергокапитал" Илья Березин, входит также производство аппаратуры электросвязи, вычислительная техника, передающая аппаратура, и одновременно в эту сумму не включается, например, производство турбин. Специалисты отмечают, что последние годы рост рынка в целом составлял около 7–8%. Подобный прирост может сохраниться и в ближайшие годы, хотя некоторые сегменты петербургского рынка переживают не лучшие времена.
"За 2013 год в Петербурге производство электрооборудования сократилось на 2,4%. Но детальная картина не столь однозначна. Так, объем выпуска электрической и регулирующей аппаратуры вырос на 10%, а производство изолированных проводов и кабеля сократилось на 50%", — поясняет Илья Березин. По статистике КППИ, в январе–феврале 2014 года более чем в 2 раза увеличился выпуск электродвигателей, генераторов и трансформаторов при общем снижении индекса промышленного производства на 6% к уровню того же периода 2013 года.

Игра на страну

Крупнейшими производителями энергооборудования в городе считаются "Силовые машины", Ижорские заводы, Невский завод (входит в состав "РЭП–Холдинга"), "НИИЭФО–ЭНЕРГО", "Новая ЭРА", Научно–исследовательский институт электрофизической аппаратуры им. Д. В. Ефремова. Предприятия поставляют оборудование по всей стране. Основные потребители — это объекты Росатома, отечественные энергетические компании (ОГК, ТГК, ГЭХ, "Интер РАО ЕЭС", "РусГидро"), топливодобывающие компании ("Газпром", "Роснефть", "Транснефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Славнефть"). В Петербурге ключевыми потребителями продукции являются такие энергетические предприятия, как Ленинградская атомная электростанция, "Ленэнерго", ТГК–1. Помимо ТЭК энергооборудование потребляется в агро– и оборонной промышленности, коммунальной и транспортной сферах.
По всей же России, учитывая высокую изношенность оборудования отечественных ГЭС и тепловых станций в регионах, рынок энергетического оборудования, по обязательной программе строительства мощностей в 2011–2016 годах, оценивается в десятки миллиардов долларов, отмечает Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ЗАО "Инвестиционная компания ЛМС". Одновременно годовые продажи всех отечественных энергомашиностроительных компаний составляют $2 млрд при загруженности 70–80%, отмечает эксперт.
Таким образом, отечественные производители не могут полностью удовлетворить все потребности заказчиков по всей стране. И здесь приходится конкурировать с такими мировыми гигантами, как Siemens, General Electric, Areva, Hyundai Heavy Industries, Mitsubishi, а также со множеством малоизвестных производителей из КНР.

Тревожные ожидания

Среди основных проблем производителей называется высокая стоимость заемных средств, что не позволяет быстро обновлять основные производственные фонды. Также невозможность просчитать потенциальный спрос на энергооборудование после 2016 года из–за отсутствия стабильных правил игры на рынке генерации электроэнергии и рынке мощности в энергетике.
"Основной пик выпуска продукции российскими компаниями придется на период до 2015–2016 годов, когда закончится обязательная инвестиционная программа энергетических компаний в России, запущенная в 2008 году, на сумму $100 млрд, — считает Дмитрий Кумановский. — Далее заказы будут размещаться по мере появления потребности в выводе части оборудования из эксплуатации. Но из–за отсутствия в российском законодательстве подобного механизма вывода оборудования и из–за низкой привлекательности таких действий с точки зрения экономики пока нет ясности в вопросе о возможных объемах рынка после 2016 года. По пессимистичному сценарию рынок может стать меньше в несколько раз". Но так или иначе ожидается, что спрос на энергооборудование в области нефтегазодобывающей промышленности будет расти.
"Нефтяники и газовики обязаны утилизировать попутный нефтяной газ плюс желают снизить себестоимость добычи за счет генерации собственной электроэнергии. Поэтому их заказы в последние годы резко увеличились и будут расти по мере ужесточения штрафных санкций от государства. Требуется прийти к утилизации 95% попутного газа, тогда как сейчас в отрасли результат на уровне 60%", — рассказывает Дмитрий Кумановский.