"Деловой Петербург". Совет да проект

Автор фото: Ваганов Антон

Совет по культурному наследию дал зеленый свет проекту братьев Зингаревич на Марсовом поле и отказал "Группе ЛСР" в строительстве апарт-отеля на наб. реки Фонтанки. Из-за этого инвестор требует у города 400 млн рублей.

Вчера совет по культурному наследию при правительстве Петербурга решил судьбу двух девелоперских проектов в центре города. Реализация одного из них, строительства апарт–отеля на наб. реки Фонтанки от "Группы ЛСР", в ближайшем будущем, скорее всего, не состоится, из–за чего инвестор требует у города 400 млн рублей. Отметим, что накануне у ЛСР возникли трения с чиновниками по другому проекту — город предложил девелоперу решить проблемы обманутых дольщиков чужого ЖК "Охта Модерн", но компания пока не пошла навстречу этим пожеланиям.
Больше повезло компании " Плаза Лотос групп" братьев Зингаревич, которая планирует приспособить под гостиницу здание Павловских казарм на Марсовом поле. Их концепцию совет одобрил.

Совет после согласований

На месте тяговой трамвайной подстанции на наб. реки Фонтанки, 3А, "Группа ЛСР" планирует строить апарт–отель на 25 номеров. Девелопер уже получил все согласования. Первоначально построить здание здесь планировала "Корпорация С" Василия Сопромадзе, затем ИК "Ренорд–Инвест", а в прошлом году за него взялась ЛСР, купив 100% акций ООО "Ройял гарденс отель" (юрлицо проекта).
По договоренности с " Горэлектротрансом" инвестор должен реконструировать три тяговые подстанции, заменить 20 км кабельных сетей. "Мы готовы идти на уступки, перерабатывать проект, но, если это будет невозможно, необходимо, чтобы нам вернули затраты. Мы потратили на перекладку сетей "Горэлектротранса" 400 млн рублей", — заявил на совете генеральный директор "Группы ЛСР" Александр Вахмистров, отмечая, что всего в проект компания вложила 500 млн рублей.

История взяла верх

Основными аргументами членов совета за присвоение зданию подстанции статуса памятника стала его историческая ценность, поскольку она была одной из трех, которые дали ток первому трамваю в блокадном Ленинграде.
"Культурное наследие — это не только архитектура, но и история. Историческая ценность здесь не вызывает сомнений", — уверен Александр Марголис, председатель регионального отделения ВООПИиК. Режиссер Александр Сокуров призвал подождать с проектом: "Думаю, спасая свое достоинство и честь, инвесторы и архитекторы в конце концов придут к выводу, что не пришло еще время для коммерческого проекта на этом месте".
Наряду с этим члены совета указывали на то, что подобные решения могут негативно повлиять на инвестиционный климат в городе. А почетный президент Петербургского союза архитекторов Владимир Попов отметил, что оставление здания в нынешнем виде станет "градозащитной ошибкой".
После почти трехчасового обсуждения совет одобрил включение здания подстанции в реестр памятников. Это значит, что проект "Группы ЛСР" потерял смысл. "В ближайшее время инвестор не сможет ничего построить на этой территории. В любом случае понадобится новая экспертиза, новое заключение совета… Но, я думаю, до всего этого начнутся суды, потому что инвестор имеет на руках согласованные документы", — рассуждает исполняющий обязанности председателя КГИОП Александр Леонтьев.

Только начало

Вторым вопросом рассматривалась концепция приспособления под отель здания, которое уже является памятником, — Павловских казарм на Марсовом поле, которые в 2010 году на инвестиционных условиях получила компания братьев Михаила и Бориса Зингаревич "Плаза Лотос групп".
В планах инвестора реализовать на этом месте апарт–отель на 190 номеров. "Мы задумали апартамент–отель в классическом понимании. Хотя и будет возможность купить апартаменты в собственность, но это не будет носить массового характера", — поясняют в компании.
Компания планирует инвестировать в проект около 2,7 млрд рублей, из которых 0,5 млрд рублей уже потрачено на подготовку. Общая площадь здания сейчас около 24 тыс. м2. По словам автора концепции приспособления — руководителя студии "Литейная часть 21" Рафаэля Даянова, в результате работ площадь здания увеличится примерно в 1,5 раза за счет перекрытия двух дворов на уровне второго этажа, использования чердачных помещений и организации подземных паркингов.
Совет, хоть и с небольшими замечаниями, одобрил концепцию, теперь инвестор планирует приступить к разработке непосредственно проекта.
С точки зрения архитектуры подстанция — очень слабенькое здание. У меня ощущение, что, пока что–то не происходит на этом месте, никто о нем не думает. Давайте, наконец, перестанем играть в политику, а составим реестр памятников блокады и посмотрим, войдет ли это здание в десятку. Я не уверен. Мне кажется, возможно сохранить здание не целиком, а оставить как символ, например, его центральную часть. Памятники истории, в отличие от памятников архитектуры, не требуют 100%–ного сохранения. Это мог бы быть компромисс, потому что говорить и согласовывать инвестору одно, а потом говорить другое — это, по–моему, неприлично.
Никита Явейн
руководитель архитектурного бюро "Студия–44"