Генассамблея ООН проголосовала по крымскому вопросу. Россию осудили 100 стран, еще 93 от этого отказались. Десятки стран не видят нужды идти против РФ, но Москва пока не сформулировала антизападную альтернативу, которую можно было бы поддержать.
Вечером в четверг на заседании Генеральной ассамблеи ООН дипломаты проголосовали по "крымскому вопросу". Действия России осудили ровно 100 государств. Против проголосовали 11, воздержались 58, отказались голосовать 24. В сумме осуждающую резолюцию не поддержали 93 страны.
Список проголосовавших "за" не удивляет. Это США, все страны, входящие в ЕС, все страны-кандидаты на вхождение в ЕС (включая Черногорию), многие традиционные политические соратники США (Япония, Южная Корея и др.).
Интереснее список воздержавшихся. В нем Аргентина, Бразилия, Индия, Китай, ЮАР. Не стали голосовать, в числе прочих, Израиль, Иран, ОАЭ, Сербия. Среди проголосовавших против — Белоруссия, Венесуэла, Куба.
Никакого практического значения данная резолюция (как, впрочем, и все резолюции ООН в последнее время) не имеет. Она может только продемонстрировать картину политических взглядов. В условном "западном лагере" единства, конечно, больше. Почти вся Северная Америка и вся, кроме Сербии, Западная Европа, осудили Россию.
Россия отвечает на это "единством воздержавшихся" стран БРИКС. Однозначно поддерживать Россию Индия, Китай, Бразилия, ЮАР плюс примкнувшая к ним Аргентина отказались, но отказались и выступать против. Большинство стран Южной Америки, Африки, Азии также воздержались или не голосовали.
Определенной неожиданностью стали позиции Израиля и Аргентины. Тель-Авив редко дистанцируется от своих американских соратников. А Аргентина в последнее время явно стала гораздо ближе к Москве. Судя по этой резолюции, размещению русских военных баз и некоторым другим новостям, Владимир Путин и Кристина Киршнер нашли общий язык.
Голосование большинства постсоветских стран не вызвало удивления. Украина, Грузия, Латвия, Литва и Эстония, разумеется, в "американском" лагере. Там же, не вполне ожидаемо, и Азербайджан. Позиция Баку связана с позицией Анкары, которая, в свою очередь, вызвана тем, что в Крыму есть и турецкие интересы, да и поддерживать сепаратизм при наличии в собственной стране курдов большого смысла нет.
Проголосовала против России и Молдова. Позиция Кишинева еще более приземленная. Если на Украине опасаются, что "следующим" за Крымом по вхождению в состав РФ станет весь юго-восток их страны, то в Молдове уверены, что следующим станет Приднестровье, которое в Кишиневе считают своим.
Семь постсоветских стран проголосовали против России, восемь — за или воздержались. Категорично проголосовали Армения, Белоруссия и сама Россия. Уклонились от осуждения Москвы Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Казахстан и Узбекистан.
Для большинства остальных стран собственно крымский вопрос никакого значения не имеет — слишком все это далеко. Не имеет особого значения и вопрос международного права, но по другой причине. Всем понятно, что действия Запада в Киеве имели очень мало общего с соблюдением международного права. И не слишком ясно, чем референдум в Крыму отличается от референдума в Косово и как все-таки решить, что важнее: территориальная целостность страны или право на самоопределение.
Вопрос в другом: одна ли в мире страна, претендующая на то, чтобы устанавливать правила игры, или их больше. Будут ли санкции против нового претендента на установление правил эффективными — или она с ними справится. Какую альтернативу для воздержавшихся — политическую, экономическую, военную — предложит этот новый претендент. Ответа на этот вопрос у более чем 80 государств, воздержавшихся или не голосовавших, пока нет. Эти 80 стран и есть поле битвы.
Пока что Россия демонстрирует определенную устойчивость. Угроза санкций Москву не напугала, их применение не привело к существенному снижению экономики РФ. Вместе с тем РФ пока не может сформулировать альтернативы, особенно вне военной сферы. Такой альтернативой могло бы стать прежде всего коллегиальное, а не сольное принятие ключевых экономических и политических решений. Пока альтернатива не будет сформулирована, гипотетическое недовольство Америкой само по себе никогда не перейдет в поддержку Москвы.
Впрочем, некоторые наблюдатели считают, что все проще. Неголосование или "воздержание" 82 стран они объясняют отсутствием желания у этих стран ссориться с Москвой по столь второстепенному вопросу.