"Выходной Петербург". Футбольные риски России

Автор фото: Госстрой

Возможные экономические санкции против России пока не коснулись спортивных состязаний и выступления российских команд в международных соревнованиях. Но это только пока, - считает колумнист dp.ru Владислав Бачуров.

И хотя угрозы лишить Россию права на проведение чемпионата мира 2018 года выглядят несерьезно, но это тоже только пока.
И быстрыми указами можно легко дать российское гражданство всем спортсменам Крыма, но что делать с клубами? Ведь первый вопрос, который сам собой возникает у футбольных чиновников после присоединения Крыма, — это статус футбольных клубов "Таврия" (Симферополь) и "Севастополь". Понятно, что РФС себе не враг и не пятая колонна, поэтому вопрос о принятии Федерации футбола Крыма в РФС решается за 5 минут с долгими и продолжительными аплодисментами. И уж как исхитриться, чтобы включить эти команды в РФПЛ, тоже не большая проблема. Расширить ли состав участников чемпионата или обанкротить еще несколько российских клубов ("Анжи" только рад будет, а можно еще временно понизить в классе за финансовые вливания "Томь", "Крылья Советов" или "Урал")? Или взять и не перевести в премьер–лигу победителей ФНЛ, все равно во второй по статусу российской лиге турнир и так уже заканчивается курьезом: лидировавшая "Алания" не смогла закончить чемпионат по финансовым причинам, а претендующим на путевку в РФПЛ "Мордовии", тульскому "Арсеналу" и "Лучу–Энергии" из Владивостока вряд ли будут рады. Летать на матчи во Владивосток желающих не много. Уж лучше в Симферополь.
Но, решив этот, прямо скажем, не сложный вопрос, можно получить уже вполне себе политическую проблему. Никто присоединение Крыма к России легитимным не признает. Каков будет статус украинских команд в российском чемпионате? Признают ли возможность их выступления международные футбольные организации? Смогут ли они играть (если вдруг выйдут) в еврокубках и кому будут начисляться евроочки?
Международные спортивные ассоциации и союзы страшно не любят сложные политические коллизии. И с легкостью могут пойти на разные санкции и дисквалификации, лишь бы уйти от проблем.
Тем более что прецеденты уже были. В мае 1991 года белградская "Црвена Звезда" выиграла Кубок европейских чемпионов. В команде блистали Синиша Михайлович, Владимир Югович, Роберт Просинечки, Деян Савичевич, Дарко Панчев. В том же году сборная Югославии пробилась в финальную часть чемпионата Европы 1992 года в Швеции. Тогда в финальном турнире участвовало восемь команд, и мощная команда Югославии выглядела одним из фаворитов. Но распад страны, конфликты (в том числе и военные) между республиками, упрямая позиция руководства Сербии привели к санкциям против Югославии. Сначала резолюцией Совета безопасности ООН № 713 от 25 сентября 1991 года было введено всеобщее и полное эмбарго на все поставки оружия и военного снаряжения в Югославию. Спортсменов это не коснулось. А вот резолюцией № 757 от 30 мая 1992 года против Союзной республики Югославии (Сербия и Черногория) были введены экономические и другие санкции, включая полное торговое эмбарго, запрет на полеты и предотвращение участия Югославии в спортивных состязаниях и культурных мероприятиях.
И прилетевшие и уже поселившиеся в Швеции футболисты сборной Югославии были вынуждены покинуть чемпионат Европы. Вместо югославской команды была заявлена сборная Дании, игроков для которой пришлось собирать по пляжам — они уже с семьями разъехались в отпуск.
Если вы забыли, то сыгравшая без всякого психологического груза команда Дании в том чемпионате Европы завоевала золотые медали.
Так что санкции в футбольной истории уже были. И не так давно. И их последствия все помнят. Как и то, что хоть и жалко было пострадавших от санкций великих югославских футболистов, но чиновники легко утешились великолепной победой датчан. Которые, уж так получилось, от санкций только выиграли.