"Деловой Петербург". Охотники за фотографиями

Автор фото: Беликов Валентин

В России стало модно совмещать отдых с изучением мастерства фотографии. В Москве и Петербурге уже работают несколько таких компаний.

Всего в Петербурге и Москве работает около 60 – 70 компаний и ИП, которые предлагают фототуры — путешествия в интересные для съемки места. Обязательная составляющая таких поездок — обучение туристов мастерству фотографии и мастер–классы опытного фотографа, который ведет группу. В основном это бизнес на собственном имени. Создают такие компании, как правило, фотографы. И именно имя цепляет и притягивает клиента в первую очередь.
Руководитель проекта "Бесконечная планета" Андрей Безлепкин так объясняет популярность этого вида путешествий: "Фотолюбителям скучно ездить поодиночке. Им хочется учиться у профессионалов, а еще больше — чтобы им показали, как снять красивую картинку прямо здесь и сейчас — там, где им нравится. Поэтому туристы с фотоаппаратами и едут в такие путешествия".
"Включите в программу экзотику, например охоту с аборигенами на питона. И люди к вам потянутся", — раскрывает "секрет" Андрей Безлепкин.

Пейзаж плюс портрет

Стандартная продолжительность фототура — 2 недели. Этого хватает и на съемку, и на обучение, и на переезды–экскурсии. Обычно в один фототур едет не более 10 человек.
"А в идеале — не больше восьми, иначе фотограф просто не сможет уделять каждому участнику достаточно внимания, снижается качество обучения", — поясняет фотограф Андрей Кочкин.
По разным оценкам, с проведения каждого тура организатор может получить 150–250 тыс. рублей, или 15–25 тыс. рублей с человека. Рынок этих услуг в Петербурге оценивается примерно в 80–100 млн рублей в год.
Фотографов, желающих занять место в этом сегменте, становится все больше из года в год, конкуренция растет, и компании ищут новые возможности для продвижения.
"Последнее время компании и частные предприниматели в этой сфере объединяются. Одна компания рекламирует туры другой, и наоборот, с этого они имеют процент за клиента", — рассказывает представитель компании "Фотопик" Дарья Медведева. Она считает, что через какое–то время, как только популярность фототуров будет падать, компании переориентируются на другие направления. Например, будут предлагать туры по местам, где снимались популярные кинофильмы.
Больше всего фототуристов — из Петербурга и Москвы, а также из Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Краснодара, Казахстана и с Украины. Участники фототуров делятся на две категории. Первым важно, с кем они едут, важна общая атмосфера путешествия, общение и эмоции от поездки. Вторые во главу угла ставят стоимость тура.
"Увлеченный фотограф гордится привезенными фотографиями, а начинающий еще глубже погружается в нюансы фотографии. С этой точки зрения новичку фототур дает намного больше. Стоит один раз поддаться, и ты пропал. Затягивает", — рассказывает Андрей Безлепкин.
Если раньше спросом пользовались тематические фототуры, в которых предлагалось обучение портретной или пейзажной съемке, фотоохоте, то сейчас такое сегментирование отходит на второй план, чаще встречаются комбинированные туры.

Нехожеными тропами

Сезонности в этом бизнесе практически нет, поскольку география поездок широка — представлены почти все точки земного шара, от Антарктики до Северного полюса. Самые популярные направления — Кения, Танзания, Испания, Норвегия, Вьетнам, Индия, Таиланд и др. "В Европу едут в те места, где есть укромные уголки, которые не напичканы толпами туристов", — отмечает Дарья Медведева.
"Европа исхожена, фотографиями оттуда Google Earth утыкан, как ежик иголками. Найти что–то интересное сложно. С Россией и постсоветским пространством в этом плане гораздо интереснее", — говорит Андрей Безлепкин. В России фототуристы любят ездить на Байкал, Соловки, в Карелию, на Камчатку. Тут высокий сезон — это традиционно весна–осень.