Двойная экономия на топливе

Михаил Стасюков, президент ООО "Автомобильная корпорация "ГРУЗОМОБИЛЬ", о перспективах перевода коммерческого транспорта на газовое топливо.

В мае 2013 года правительством России был подписан законопроект о переводе к 2020 году не менее 50% общественного транспорта на газовое топливо. Что необходимо, чтобы эта задача была реализована в срок?

— По моему мнению, необходимо на федеральном или как минимум на региональном уровне создать такую межведомственную комиссию, которая управляла бы всеми вопросами процесса перехода транспорта на газовое топливо. В эту комиссию должны войти все организации и структуры, отвечающие за вопросы закупки такой техники, ее заправки и обслуживания, — это "Газпром газомоторное топливо", представители государства, а также производители техники и сервисных услуг.
"ГРУЗОМОБИЛЬ" относится к группе производителей, мы готовы активно оказывать помощь по эксплуатации газобаллонной техники, но сегодня мы видим, что никто в целом не ведет этот процесс и действия групп очень разрозненны.
Во–первых, городу необходимы заправки, во–вторых, налоговые льготы и субсидии компаниям, готовым закупить эту технику, а также преференции на уровне тендерного законодательства. Нужно не только помочь закупить технику, но и обеспечить ее работой и качественным обслуживанием.

Насколько реалистичен поставленный правительством срок?

— Если такая структура появится и заработает, то реализовать такой проект к 2020 году вполне реально. Мы вот Олимпиаду построили за 7 лет. По сравнению с этим перевести 50% транспорта на газ — невелика задача.

Как технически может быть осуществлен перевод транспорта на другой вид топлива — за счет покупки новой техники или доработки существующей?

— Теоретически существует два подхода. По непонятным мне причинам выбран подход выпуска либо дизельной техники, либо газовой.
Мы сейчас изучаем методики переделки дизельной техники в газовую, насколько она целесообразна и экономически оправдана.
Тут необходимо тестирование и тщательный анализ. По моему мнению, самый реалистичный путь — поставить задачу производителям создать машину, которая могла бы работать на двух видах топлива.
Этот подход сразу решает проблему нехватки заправок — если есть возможность заправиться метаном или дизтопливом, владелец техники, исходя из экономической выгоды, конечно, выберет газ. Но если газовой заправки нет, то сможет перейти на дизельную систему. Это позволит автопаркам эксплуатировать машины в условиях постепенного перехода на газ.
Теоретически дизельный двигатель внутреннего сгорания будет еще лучше работать на смеси из дизельного и газового топлива, а наладить выпуск такой техники в рамках конвейера возможно в пределах полугода. Не сложно запустить этот процесс, но необходимо решение на уровне государства.

Насколько в результате перевода транспорта на газ может повыситься эффективность эксплуатации?

— Эксплуатация газобаллонного транспорта дает двойную экономию на топливе. Если парк будет сам обслуживать свои машины, на первом этапе необходимы инвестиционные вложения на дополнительное оборудование сервисной зоны, обучение персонала, но эти вложения разовые, для парка в 100 авто в среднем составят 10 тыс. на один автомобиль, и они в дальнейшем окупятся за счет низкой стоимости топлива.

Имеет ли смысл переход всей грузовой техники на газ?

— Он возможен, более того, обязателен и имеет огромный экономический и экологический смысл. Сейчас нас европейские производители гонят на "Евро–5", "Евро–6". А если мы переходим на газ, то автоматически опережаем их, такие экологические нормы им еще придется догонять.