Тяжелый крымский чемодан

После бегства Виктора Януковича и победы повстанцев на Украине предсказуемо встал вопрос Крыма. Местные жители устраивают митинги и требуют референдума о присоединении к России. Мнения россиян пока не спрашивают, но социально-экономические проблемы, которые в случае чего придется решать, в Крыму весьма приличные.

Верховный совет Крыма собирается сформулировать позицию в отношении новых властей Украины. В Симферополе со вчерашнего дня проходят массовые митинги, причем кроме противников Майдана, митингуют и крымские татары, которые, напротив, его поддерживают. Накануне вечером протестующие даже повесили на здание парламента российский флаг, правда, не на флагшток, а на буквы "Верховный совет Крыма". И.о. главы администрации Севастополя назначен Федор Рубанов, но он пока на рабочем месте не появился — собравшиеся на митинг крымчане собираются блокировать его проход в здание. А Алексей Чалый, избранный "народным мэром" на митинге, объявил, что чиновников из Киева пропустит в Симферополь только после согласования с его администрацией.
Делегация из Госдумы во главе с председателем комитета Госдумы по делам СНГ Леонидом Слуцким уже посетила Крым. Слуцкий наделал немало шума, заявив, по словам местных журналистов, о возможности ускоренной выдачи российских паспортов — именно с этого в свое время начинались события в Южной Осетии. Затем, правда, депутат опроверг эти слова, но сказал, что "комплекс адекватных мер" будет вскоре разработан.
Так или иначе, российские власти пока воздерживаются от заявлений по этому поводу, и это логично: Кремль пока официально признает именно Виктора Януковича президентом Украины, и соответственно, заявить о каких бы то ни было претензиях на Крым не может, даже если крымчане проведут свой референдум. Аннексия полуострова возможна только в случае полного разрыва отношений с Киевом, и это будет означать отказ от признания Украины единым государством и тем самым признание свержения Януковича и де-факто признание новой власти.
Крым, однако, может пойти на односторонний выход из состава Украины в расчете на поддержку Москвы извне, как в Абхазии. Но если в Абхазии проживает около 240 тысяч человек, в Южной Осетии, по разным оценкам, 30-70 тысяч, то в Крыму — почти два миллиона человек. И более 12%, около 250 тысяч — это крымские татары. Доходы бюджета Крыма на 2014 год — 5,3 млрд гривен (чуть более 20 млрд рублей), расходы практически в том же объеме, что сравнимо с бюджетом, например, Йошкар-Олы с населением 257 тысяч человек.
При этом в Крыму, как и во всей Украине, остро стоит проблема "теневого" бизнеса и ухода от уплаты налогов любой ценой. К примеру, в Керчи за прошлый год удалось собрать всего 57 тысяч гривен (216 тысяч рублей) НДФЛ вместо ожидавшегося налоговиками миллиона. Не лучше ситуация и в других городах. Хотя Крым считается туристическим регионом, доходы от туризма составили в 2013 году лишь около 550 млн гривен. Это в два раза больше, чем в 2009 году, но это лишь около 10% бюджета. Местные власти признают, что почти 80% туристической отрасли пребывает в "тени".
По данным украинского Госкомстата за 2013 год, Крым и Севастополь в частности являются самыми неблагополучными регионами по криминогенности. Там также высок уровень долгов по зарплате (около 6,5 млн гривен в Севастополе по состоянию на декабрь), ДТП и другим негативным показателям.
В случае перехода под юрисдикцию Москвы российским властям предстоит крайне сложная работа по изменению этой ситуации, и не факт, что большинство крымчан, в том числе предпринимателей, безболезненно это воспримет. А если речь зайдет просто о финансовой поддержке, то ее объемы должны быть гораздо более значительными, чем для Абхазии и Южной Осетии. Хотя Крым может рассчитывать на подспорье в виде арендной платы за стоянку Черноморского флота РФ в Севастополе — она обходится в 78 млн долларов ежегодно, и в случае независимости республики эти деньги, конечно, все равно придется платить, только не Киеву, а Симферополю.
Не только туризмом жив Крым, с советских времен там достаточно развито судостроение. Заводы не простаивают вовсе без заказов, завод в Феодосии, например, строит катера для Китая, а Керченский в силах строить контейнеровозы и другие суда. Правда, последний заказ КСЗ сдал летом прошлого года, новых нет, и предприятие занимается судоремонтом, сократив рабочую неделю (хотя не так давно КСЗ, принадлежащий бизнесмену Константину Жеваго, подписал соглашение о покупке двух норвежских верфей). Все-таки особенно процветающей эту отрасль не назвать — предприятия регулярно сталкиваются с задержками зарплат, а севастопольский судоремонтный завод "Лазаревское адмиралтейство" в январе был признан банкротом (причем он принадлежит на 57% российским инвесторам, а проблемы во многом возникли, как говорят корабелы, от того, что Минобороны РФ так и не рассчиталось за ремонт и стоянку БПК "Очаков"). Обеспечение заказами судостроительных предприятий тоже ляжет на плечи российского оборонного ведомства. Которое как раз сейчас вкладывает большие средства в судостроение на Дальнем Востоке и вряд ли потянет развитие сразу двух кластеров.
Новости о сокращениях или задержке зарплат поступают то с Керченского комбината хлебопродуктов, то из ВУЗов, и даже из военкоматов. Сокращают пригородные перевозки и железнодорожники. Помимо экономических проблем, в Крыму есть и этнические, связанные с теми же крымскими татарами. Уже начались стычки между ними и пророссийскими митингующими.
Крым в случае взятия его под опеку стал бы для России довольно тяжелым чемоданом. Это еще и самый "старый" в Украине регион, где проживает 556 тысяч пенсионеров (четверть населения). Если им выплачивать среднюю российскую пенсию в 10300 рублей, то это будет около 68 млрд рублей в год.  Для большинства россиян, видящих в Крыму только место для летнего отдыха, вопрос юрисдикции все равно мало что изменит — никто не мешает купить билет и отдыхать там без препятствий что под одним флагом, что под другим.