"Деловой Петербург". Промышленность тяготеет к центру

Автор фото: Ваганов Антон
Крыши Адмиралтейского района.

Чиновники насчитали в Петербурге 272 базовых предприятия, составляющих, по их мнениих, основу экономики региона. Dp.ru составил большую карту промышленности Петербурга и поговорил с бизнесменами о преимуществах и недостатках работы в нашем городе.

В список базовых предприятий города комитет по промышленной политике и инновациям включил более 250 наименований. По закону РФ базовыми считают "репрезентативно отобранные предприятия, на которых осуществляется регистрация потребительских цен и тарифов по сформированному набору товаров и услуг".
Если разделить предприятия из списка комитета по специализациям, получается своеобразный рейтинг. По нему, мощная основа петербургской промышленности – это производство оптики и электрооборудования. Таких базовых заводов в городе набралось больше 60. За ними следуют 30 заводов по производству различных машин и оборудования для них. На третьем месте две отрасли: более 20 заводов для производства продуктов, напитков и табака и предприятий автомобильного кластера. 10 и более базовых заводов в Петербурге представляю швейно-текстильное производство, распределение газа, воды и электроэнергии, резины и пластмассы и минеральных продуктов, а также химическое производство и металлургию. Интересно, что сюда же попало ЗАО "Бонниер Бизнес Пресс", издатель газеты "Деловой Петербург", с адресом редакции. В результате dp.ru пришлось значительно доработать список базовых предприятий, поскольку чиновники в комитете по промышленности не знали, где предприятия располагают свои производства, а свою базу составили исключительно на основании юридических адресов компаний. При этом в комитете порекомендовали обратиться в Петростат, куда редакция направила официальный запрос. После нескольких дней раздумий сотрудники Петростата связались с корреспондентом dp.ru и предложили ему составить список кодов ОКВЭД, на основании которых в Петростате смогут составить список предприятий. Таким образом, список производств, составленный редакций, является уникальным. Ни в одном из ведомств аналогичного списка не оказалось.

Не опираться на офисы

Последний тренд экономической политики города — ориентация на развитие производства вместо сферы услуг. Губернатор города Георгий Полтавченко даже заявил, что "выдворять" заводы и предприятия в пригороды и строить на их месте жилые комплексы никто не собирается.
Позже Максим Мейксин , председатель комитета по промышленной политике и инновациям, добавил, что предприниматели могут больше не опасаться, что их выселят. Исключением могут быть только заводы, которые вредят экологии. Но и на их месте нужно строить не жилье, а новые заводы. "Город не может опираться только на работу офисов и сферы услуг, потому что такая экономика обрушится в кризисной ситуации", — отметил Мейксин.

Заботы не заметили

Улучшения климата в бизнес-среде или проявления какой-то особой заботы со стороны чиновников представители петербургской базовой промышленности тоже пока не заметили. Зато свои новые сложности появились в каждой отрасли.
Алкогольную промышленность серьезно "лихорадит" из-за того, что государство начало резко поднимать ставки на акцизы. В "Ладоге" эту меру считают необоснованной. "Падение рынка только за этот год составляет от 12% до 24% в зависимости от вида продукции", - отмечают на заводе. Положение непосредственно "Ладоги" в отрасли лучше, чем в среднем по предприятиям - снижение объемов производства составило всего около 8%. На "Балтике-Санкт-Петербург" тоже намекнули на то, что особой заботы властей о базовом городском заводе не заметили. "Текущая ситуация в нашей отрасли такова, что крупнейший в России и Восточной Европе пивоваренный завод не загружен на 100%", - отметил Юрий Чентырев, директор завода.
Свои проблемы и у производителей одежды. По наблюдением маркетологов фабрики "Салют", в январе-феврале 2014 году рост производства составил 5%, по сравнению с 2013 годом, но при этом прибыль снизилась на 15%. "Возросли расходы, связанные с сертификацией продукции для детей, так как сейчас ужесточаются требования к продукции отечественных производителей детских товаров. В то же время, контроль над ввозом импортных товаров детского ассортимента отсутствует", - поясняют на производстве.
Непредсказуемость российской экономики отмечают промышленники во всех областях. На молочных производствах сообщают, что не могут прогнозировать продажи в данных условиях. По их словам, долгосрочное планирование в нынешней ситуации практически невозможно. Более чем десять представителей заводов отметили в беседе с dp.ru, что из-за роста курса евро подорожало импортное сырье и комплектующие, у которых нет российских аналогов, и растут арендные ставки. "Увеличиваются издержки, повышается себестоимость продукции, следовательно, снижается прибыль", - отмечают на фабрике "Салют". При этом увеличивать розничные цены фабрика не может, поскольку боится проиграть в таком случае в жесткой конкурентной борьбе.
Ту же тенденцию отмечают и в кондитерском производстве. "На протяжении 2013 года стоимость как материальных, так и нематериальных ресурсов только увеличивалась. Затраты на энергию, сырье, транспорт, упаковочные материалы и другие статьи расходов неизбежно росли", - добавляют в "Оркла Брэндс Россия".
У косметических производств тенденции начала 2014 года тоже вызывает опасения. "Покупательская способность населения падает, и это не может не отражаться на нашем бизнесе", - отметили в "Юникосметик" (Estel). Еще в двух компаниях dp.ru заявили, что из-за отсутствия каких-либо льгот со стороны чиновников и падения покупательской способности подумывают о снижении производства.
Хорошо дела идут только у крупных промышленников, которых комитет по промышленности относит к категории производства машин и оборудования. Так, ЗАО "Ижорский трубный завод" отмечает рост объема производства на 1,3%, до 320 тыс. тонн труб в 2013 году. Спрос на трубы большого диаметра со стороны нефтегазового сектора растет. К тому же завод задействован в строительстве газопроводов "Южный коридор", "Средняя Азия-Китай", "Бованенкого - Ухта" и трубопроводной системы "Заполярье-Пурпе", а также поставляет 100 тыс. тонн труб для морского участка газопровода "Южный поток".
В "Силовых машинах" dp.ru высказали аналогичный позитивный настрой. За первое полугодие 2013 года выручка компании составила почти $1 млн долларов, что на 6% больше 2012 года. Чистая прибыль за половину 2013 года выросла на 21%, операционная - на 30%.
ЗАО "Петербургский тракторный завод" тоже не жалуется на недостаток заказов, несмотря на то, что объемы производства сельскохозяйственной техники в России за последний год сократились на 30% и, по оценкам экспертов, падение продолжится. "Снижение обусловлено ростом тарифов на электроэнергию, удорожанием кредитов и непродуманной государственной политикой в сельском хозяйстве и экономике в целом", - считают на заводе. Но сам тракторный завод в 2014 год вошел с уже сформированным портфелем заказов, во многом благодаря ОАО "Росагролизинг". В рамках одной только совместной программы обновления сельскохозяйственной техники "Петербургский тракторный завод" поставил тракторы "Кировец" на 510 млн рублей.

Первым делом — не самолеты

Dp.ru опросил руководителей крупнейших предприятий. Как выяснилось, не все разделяют оптимизм смольнинских чиновников города по поводу сохранения производства в черте города.
Преимущество размещения предприятия в Петербурге — это вопрос логистики: близко расположены объекты портовой инфраструктуры, развита сеть автомобильных и железных дорог. В городе высокий потенциал квалифицированных кадров, без которых выпуск высокотехнологичной продукции невозможен. В нашем случае в Колпинском районе к тому же располагается широкополосный стан Листопрокатного цеха № 3 ЧерМК "Северсталь", что обеспечивает непрерывность технологической цепочки.
Виталий Моторин
директор по производству трубного проката дивизиона "Северсталь — Российская сталь"
В Петербурге крайне сложно развивать производство и инвестировать в новые площадки в связи с действующим законом о правилах землепользования и застройки. Мы знаем примеры, когда производство находится в индустриальной зоне, но формально относится к Петербургу и это вызывает ряд проблем. В Ленобласти больше возможностей для развития, но часто предлагаемые места для организации производственных площадок находятся в индустриальных зонах, в которых инфраструктура недостаточно развита.
Светлана Родионова
директор по управлению цепями поставок Tikkurila в России
Сегодня конечно же выгоднее содержать производство в Ленобласти. Там ниже издержки, ниже зарплата сотрудникам. Тем более сейчас в промышленности сложный период, издержки растут. Это связано с подорожанием евро, а значит, и импортного сырья и комплектующих. В нашем случае проблемы создает и ужесточение требований к сертификации продукции для детей отечественных производителей. При этом контроль за ввозом аналогичных импортных товаров отсутствует.
Жанна Лоншакова
директор по маркетингу ЗАО "Салют"
Выгоднее иметь производственную площадку там, где возможно получение ресурсов (вода, электроэнергия) по оптимальной цене и где есть поддержка со стороны региональных властей. Ленобласть в этой части наиболее конкурентоспособна по сравнению с городом, поэтому многие производители уходят именно туда. У нашей компании нет планов по переносу производственной площадки, ведь на территории завода "Балтика — Санкт–Петербург" располагается и штаб–квартира компании.
Юрий Чентырев
директор завода "Балтика — Санкт–Петербург"
Для предприятий алкогольной отрасли с точки зрения каких–либо преференций неважно, где содержать производство — в самом городе или в области: как известно, для алкогольных производителей согласно законодательству не предусмотрены налоговые льготы. Но Петербург гораздо перспективнее области в плане рынка труда. Поиск квалифицированных кадров здесь проходит более результативно.
Вениамин Грабар
президент ОАО "Промышленная группа "Ладога"
Площадка в Петербурге имеет ряд преимуществ. Это и близость к центру города, и развитая дорожно–транспортная инфраструктура. Так, Кировский завод располагает собственным выходом к Финскому заливу, вдоль которого на 2,5 км протянулись набережные и оборудованные причалы. Есть доступ к железнодорожным путям, а также собственные энергоисточники и другие инфраструктурные объекты, необходимые для реализации производственных проектов.
Андрей Ефимов
заместитель директора ЗАО "Петербургский тракторный завод"
Для крупного производства, завязанного на логистику, местонахождение в черте города, особенно в центре, создает целый ряд трудностей. Это и ограничения в подаче грузового автотранспорта, и недостаток складских помещений, и шум и возможные запахи, мешающие жителям. Разумеется, в Ленобласти подобные проблемы решаются эффективнее и проще.
Юлия Вебер–Чубайс
директор по корпоративным вопросам ОАО "Оркла Брэндс Россия"
У компании две площадки в Петербурге. Недалеко от основной производственной площадки сейчас идет реконструкция путепровода Пискаревский пр. — пр. Непокоренных. Это усложняет работу. Вторая площадка расположена в Колпино. При этом транспортная ситуация в этом районе очень сложная, фактически в Колпино есть одна узкая дорога. Заявленная комитетом по транспорту реконструкция Финляндской ул. до сих пор не начата, и это сильно усложняет процесс развития этой площадки.
Константин Волков
исполнительный директор ООО "Юникосметик" (Estel)
Выгода расположения завода зависит от того, каков его профиль, какие ресурсы нужны. Если требуются большие территории, то лучше искать их там, где они дешевле, например в области. Если есть инвестиционные выгоды, возможно размещение в городе. Если нужны специалисты в области микроэлектроники, то в области их точно не найти. Для моего производства вообще самое выгодное место — Воронеж. Наши приборы не массового производства, а там меньше энергозатраты и т. д.
Сергей Бодрунов
совладелец корпорации "Аэрокосмическое оборудование"